Сказать, что наступил момент истины, было бы большим преувеличением, однако попадание молодых певцов в акустические условия полноценного современного зала, наконец, показало их настоящие возможности.
Голоса, которым в камерном зале Мусоргского с его сухой акустикой было тесно, здесь словно расправили крылья. Обладательница IV премии Оксана Майорова в Мариинском-2 впечатлила в молитве Леоноры из "Силы судьбы" Верди, на которой спотыкаются многие сопрано. А Оксана в этой арии предстала здесь, как молодой мастер, максимально выигрышно - распределив силы и верно расставив акценты.
Сопрано Айгуль Хисматуллина, получившая вторую премию, не удивила, а лишь подтвердила: эта певица не ошибается. Уважение вызывала, прежде всего, конкурсность подачи, предельно ясное понимание целей и задач - экзамен на аттестат профессиональной зрелости, где оценивается любая мелочь, любой треск в голосе, любая неточно взятая верхушка, ненаполненная фраза, невызвученная буква. Это с одной стороны, а с другой - осознание себя как зрелой артистической личности. Ария Шемаханской царицы из "Золотого петушка" Римского-Корсакова прозвучала очень иронично и надменно, нарочито бесчувственно. А в развернутой сцене Цербинетты Grossmachtige Prinzessin из "Ариадны на Наксосе" Штрауса, словно намекнула маэстро Гергиеву, что оперу срочно надо бы вернуть в репертуар. Подкупало ее обживание слов, поиск артикуляционной выразительности, направленной на диалог со слушателем.
Сопрано Мария Мотолыгина (III премия, которая стоила первой) опять же не удивила, вновь продемонстрировав свои качества - благородство манер и исполнительский перфекционизм. Болеро Елены из "Сицилийской вечерни" Верди можно было слушать, не боясь, что певица нарушит темпоритм или вскрикнет, резко возьмет верх. Все ноты были откалиброваны на зависть конкуренткам. Давно не доводилось наблюдать такую выдержку и спокойствие, которые особенно пригодились певице в арии Лизы "Ах, истомилась, устала я" из "Пиковой дамы" Чайковского. В какой-то момент в памяти возникли интерпретации сопрано Большого театра Тамары Милашкиной. Что удивительно, при отсутствии внешних проявлений эмоциональности, полном покое корпуса, певица не заставляла скучать. Секрет крылся в ее музыкальности высшего класса - взаимообогащении слов музыкой и феноменальной выровненности регистров.
Открытием конкурса для всех стала 21-летняя сопрано Мария Баракова, которая нашла в себе силы, ум, выдержку выстоять нешуточное, изматывающее испытание конкурса Чайковского. Снова немного пожалеем о том, что на финал она выучила не арию Иоанны из "Орлеанской девы" Чайковского, которая выигрышна на всех престижных конкурсах, а взяла совсем не известную широкому слушателю, да и зарубежной части жюри сцену и арию княгини Морозовой из "Опричника" Чайковского. Но и в ней Мария нашла интонационные и тембральные средства, чтобы за несколько минут создать этот сотканный из противоречий сложный женский персонаж. А вот речитатив и каватина Арзаче Eccomi alfine in Babilonia из "Семирамиды" Россини произвели настоящий фурор. Знатоки вокала не могли не вспомнить на первых же звуках прославленную американку Мерилин Хорн, триумфировавшую в россиниевском репертуаре на протяжении всей своей карьеры.
Четвертая женская премия ушла Ангелине Ахмедовой пусть и с некоторым авансом и надеждой на улучшение техники, которая даст певице большую свободу как в проявлении потенциальной музыкальности, так и в отшлифованности и ровности тона.
Первую премию в мужских голосах дали 30-летнему греческому басу Александросу Ставракакису, который, правда, с 2018 года значится "солистом Большого театра". Ариозо короля Рене из "Иоланты" Чайковского прозвучало не очень убедительно - думается, в силу недостаточности репетиций. А вот сцена прощания Вотана, самый длинный, 15-минутный номер финала вокалистов, стала моментом истины, звездным часом певца. Не говоря о внешней фактуре певца - статности, высоком росте, поражала его энергия, его желание и возможность сказать очень многое.
Самой справедливой, идеальной премией стало второе место у 27-летнего корейского баритона Гихун Кима. И арию Жерара из "Андре Шенье" Джордано, и особенно ариозо Елецкого из "Пиковой дамы" Чайковского он исполнил с завидным чувством артистической свободы.
Третью премию получил 26-летний тенор Мигран Агаджанян, очень много выступающий в Мариинском театре, являющийся его солистом. Колоссальный музыкантский бэкграунд певца, заключающийся в дирижерской практике, а также в баритоновом прошлом, когда получил лауреатство из рук самой Елены Образцовой на ее конкурсе молодых певцов, позволяли ему на протяжении всех туров восторгать своей музыкальностью и техничностью, стильностью подачи. Возможно, кому-то не хватило эмоциональности в его интерпретациях, но все это - вопрос вкуса.
Четвертой премии удостоился монгольский баритон Анхбаяр Энхболд, исполнивший в финале арию Ренато из "Бал-маскарада" Верди и ариозо Елецкого. Конкурс завершен и с исполнителями, которых довелось слушать с первой до последней ноты, очень жаль расставаться. Кажется еще, что при своем международном статусе, подтвержденным не только составом жюри, но и именами победителей, представителей Греции и Кореи, Конкурс Чайковского должен больше стремиться в вокальной номинации сохранять репутацию одного из самых престижных в мире.
Мария Баракова (сопрано), I премия
- Организация конкурса была на высоте, начиная от координации перелетов, проживания, у каждой номинации были свои модераторы, помогавшие участникам. Члены жюри пожелали мне удачи, попросили не торопиться. Цитата от Сьюзан Грэм, обращенная ко мне: "Step by step". Ощущения у меня сейчас самые потрясающие и очень много эмоций! Сейчас стараюсь ответить на поздравления всех людей, кто поддерживал меня в это непростое конкурсное время. Я не могу назвать одного педагога, потому что была целая команда: Дмитрий Юрьевич Вдовин, Светлана Григорьевна Нестеренко, Маквала Филимоновна Касрашвили, Владимир Афанасьевич Мальченко, мой педагог из Новосибирского музыкального колледжа им. Мурова, которая дала мне базу для того, чтобы меня заметили и взяли в Большой, педагог по актёрскому мастерству Елена Владимировна Болдина-Вахотина, коуч по немецкой фонетике Роман Матвеев, мой несравненный пианист Валерия Прокофьева, с которой мы проводили дни и ночи в театре за подготовкой. В нашем распоряжении было всего 10 недель. И очень много приглашенных коучей Молодежной оперной программы Большого театра России, которые помогали мне с каждой деталью. Арию Иоанны из "Орлеанской девы" Чайковского мне очень хотелось бы исполнить, но я пока отказалась, решив отложить до следующего конкурса, если я найду силы выступить где-то еще после такого грандиозного Конкурса Чайковского, выдержать который было сложно и морально, и физически, и вокально.
Гихун Ким (баритон, Корея), II премия
- Благодаря конкурсу Чайковского я впервые побывал в России, увидел город такой необыкновенной красоты, которой до сих пор нигде не встречал - Санкт-Петербург. Правда, было холодно для меня, но я справился с этим испытанием. Здесь, среди конкурсантов я встретил по-настоящему талантливых певцов, у которых было чему поучиться. Я был впечатлен акустикой Мариинского-2, где проходил финал. Программа конкурса действительно очень сложная. Мне помогла школа моих педагогов Квандонга Кима и Сабины Риттербуш. Нескромно отвечать на вопрос, что сказали мне члены жюри, но они только выражали восторг перед моим great voice. Сегодня я живу в Ганновере. Вскоре мне предстоит исполнить партию Жермона в "Травиате" в оперном театре Ростока. Затем будут выступления на Глайндбурнском фестивале, а в июле - на Опералии Пласидо Доминго. Моя мечта - быть похожим на Дмитрия Хворостовского, который является иконой для всех баритонов мира. К сожалению, я не слышал его живых выступлений, только слушал аудио- и видеозаписи.