Учат в школе: какими должны быть уроки БДД

По данным за прошлый год 80% ДТП с участием детей происходило по вине водителей. В первую очередь, ответственность лежит на взрослых, но для снижения этих показателей не последнюю роль также играет формирование навыков безопасного поведения на дорогах у самых юных участников дорожного движения.
Виталий Аньков / РИА Новости

По данным Госавтоинспекции, ежегодно на дорогах страны погибают более 600 детей и более 20000 получают травмы. Только за первые пять месяцев этого года на российских дорогах погибли 173 ребенка и 7273 были ранены. За последние несколько лет благодаря проведению масштабных информационно-пропагандистских кампаний и специальных образовательных проектов количество дорожных аварий с участием детей существенно снизилось. Но показатели по-прежнему высокие.

"В современных условиях интенсивного дорожного движения без знания его основных правил - никуда. Ребенок вышел из дома - и он сразу же попадает в транспортную среду. И от того, насколько правильно он будет себя в ней вести, зависит его жизнь и здоровье", - говорит Алла Суражевская, главный редактор всероссийских изданий по безопасности дорожного движения "STOP-газета" и "Добрая Дорога Детства".

Фото: Владимир Песня/РИА Новости

При этом сложилась ситуация, когда многие дети не знают основ Правил дорожного движения или же, зная их, намеренно ими пренебрегают. По мнению председателя правления Гильдии автошкол России Сергея Лобарева, все дело - в недостаточно полной подаче информации в школах: количество часов, отведенных на изучение основ Безопасности дорожного движения (дальше - БДД) сведено к минимуму.

В советское время уроки по безопасности дорожного движения были включены в школьную программу. С начала 1990-х годов они исчезли из расписания, и с тех пор равноценной альтернативы так и не появилось. Разумеется, школьные образовательные программы не обходят эту тему стороной: изучение основ БДД включено в обязательный учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" (дальше - ОБЖ). А во многих школах существуют и дополнительные занятия по БДД - в рамках внеклассной работы. Но в большинстве случаев их оказывается недостаточно.

В связи с этим возникает вопрос - как должна строиться работа с учащимися общеобразовательных организаций? И в каком объеме следует их знакомить с основами Правил дорожного движения?

"Тема обучения детей безопасному поведению на дорогах - очень сложная и многогранная. Педагогу нужно не просто дать ребенку знания, но и объяснить, к чему приведет пренебрежение правилами, воспитать уважение к дорожным законам. Ведь многие из детей, которые пострадали в ДТП, на самом деле прекрасно знали, что нельзя перебегать дорогу на красный сигнал пешеходного светофора или выбегать на проезжую часть, не осмотревшись, но тем не менее нарушили эти правила - чаще всего, совершенно осознанно", - говорит Алла Суражевская.

В последние несколько лет обсуждается вопрос о включении уроков по основам Правил дорожного движения в перечень обязательных школьных дисциплин. В частности, с такой инициативой выступал депутат Госдумы Борис Чернышов, направлявший соответствующее предложение главе Минобрнауки Ольге Васильевой. Он также добавил, что обучение должно происходить при содействии профессионалов - представителей ГИБДД.

Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Депутат подчеркнул, что из-за сложившейся ситуации, когда обучению БДД в школах не отводится достаточно времени, основная просветительская нагрузка фактически делегируется родителям. А те, в свою очередь, сами нередко лишь поверхностно знакомы с Правилами или ограничиваются элементарной информацией, например, на какой сигнал светофора переходить дорогу. Инициативу депутата поддержал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков:

"Обучать Правилам дорожного движения надо даже не со школы, а с детского сада. Чем раньше, тем лучше. Поскольку это будущие водители и пешеходы, им надо формировать законопослушное поведение с детства".

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

С другой стороны, активное взаимодействие педагогов общеобразовательных организаций с сотрудниками Госавтоинспекции происходит уже давно и на постоянной основе. Специалистами ГИБДД разработано немало методических пособий, сценарных планов уроков и других инструментов донесения информации до учащихся начальных, средних и старших классов. Например, развлекательные квесты, мастер-классы, экскурсии в автошколы и мероприятия в автогородках. Основной посыл - информация о Правилах дорожного движения не должна быть абстрактной: если в советских школах неплохо работали агитационные плакаты и буклеты, то до современного школьника при помощи таких "инструментов" достучаться крайне трудно.

"Проблема в том, что современных детей не так-то просто увлечь. Они "сидят" в гаджетах, не хотят читать учебники, им неинтересно находиться в роли пассивных слушателей. Зато они с удовольствием примут участие в увлекательной интерактивной игре, квесте или мастер-классе. Мы стараемся откликаться на эти их потребности - отыскиваем, аккумулируем на страницах газеты "Добрая Дорога Детства" лучшие практики по обучению детей дорожной безопасности, публикуем сценарии игровых программ, квестов, театрализованных выступлений, которые педагоги из других регионов могут повторить в своей школе", - говорит Алла Суражевская.

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Особенно неэффективно методы механического заучивания работают с учащимися начальных классов. Оптимальный способ донесения информации до этой возрастной аудитории - ролевые игры с ситуационным моделированием, в том числе, непосредственно в автогородках на детских транспортных площадках, где можно проиграть дорожные ситуации, в том числе, на пешеходных переходах, за рулем самоката или велосипеда. Младшие школьники плохо осознают, что такое опасность, поэтому практические занятия играют для них первостепенную роль. Как считает учитель начальных классов МБОУ "Лицей № 23" Наталья Каменева (Биробиджан), важно сформировать у детей умение прогнозировать как саму опасность, так и её последствия, а также способность правильно оценивать свои возможности:

"Учащимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность - личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Дети должны не только получить понятия по основам дорожного движения, но и осознать смысл данных понятий", - резюмирует педагог.

Большую работу по популяризации Правил дорожного движения среди школьников ведут представители движения ЮИД (Юных инспекторов движения) - отрядов, существующих еще с советских времен. Их главный инструмент - активное участие самих детей в пропаганде безопасности дорожного движения. Причем с использованием как "классических" способов донесения информации - плакатов и буклетов, так и интерактивных.

Фото: Юрий Юрьев/РИА Новости

"Агитационная печатная продукция по-прежнему играет важную роль, но сегодня мы просто не можем игнорировать такой инструмент, как Интернет. По нашему опыту, один из эффективных способов донесения информации - интерактивные фильмы-тренажеры. Это своего рода онлайн - квесты, позволяющие ребенку передвигаться от этапа к этапу, самостоятельно выбирая один из предложенных вариантов. Таким образом, ребенок не только становится своего рода автором сюжетной линии, но и осознает свою ответственность за ее развитие", - говорит руководитель движения ЮИД России Руслан Русявый.

Целый комплекс материалов, позволяющих проводить полноценные занятия, был разработан в рамках программы "Лаборатория безопасности", созданной Российским Союзом Автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и Минобрнауки России при поддержке экспертного центра "Движение без опасности". В программе предусмотрено несколько блоков: для детей, передвигающихся со взрослыми; для самостоятельных детей-пешеходов; для будущих водителей - что особенно актуально для учащихся старших классов, и для педагогов и родителей.

Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Примечательно, что разработки предусматривают не только практические, но и теоретические занятия. Так, в разделе "Пассажиры" при помощи специального оборудования создается модель автобусной остановки, на которой разбираются разные ситуации: как зайти в общественный транспорт и безопасно покинуть его, правила поведения в салоне и многое другое. В разделе "Двухколесный транспорт" особое внимание уделено средствам пассивной защиты, что особенно важно в связи с увеличением числа велосипедов на городских дорогах. А адресованный учащимся старших классов раздел "Водители" помимо прочего демонстрирует связь безопасности дорожного движения с техническими дисциплинами школьной программы. Например, здесь подробно рассматривается упражнение, которое демонстрирует зависимость тормозного пути от скорости транспортного средства.

То есть, детально разработанная база для обучения есть. Налаженные схемы взаимодействия общеобразовательных организаций и специалистов Госавтоинспекции - тоже. Остается открытым вопрос введения в образовательные программы обязательных полноценных уроков о безопасности на дорогах - с тем, чтобы дети не только получали в полном объеме необходимые знания, но уже с самого раннего возраста начинали осознавать ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь окружающих людей. Новое грамотное поколение пешеходов и водителей не появится само по себе, его можно воспитать только самим.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".