Вячеслав Круглик: Еще до начала отборочных прослушиваний ко мне обратился дирижер Мариинского театра Алексей Репников с просьбой написать сочинение для конкурса Чайковского. Он предложил взять темы из "Евгения Онегина" Чайковского. Я пообщался с коллегами и понял, что это должно быть не оригинальное сочинение. Раз его заказывают на конкурс имени П.И. Чайковского, то и музыка Чайковского должна звучать подольше. А Петр Ильич не писал сочинений для тромбона. Во втором туре, как я узнал, должна была исполняться Сюита из оперы "Пиковая дама" в переложении для тромбона и фортепиано, выполненным членом жюри Кристианом Линдбергом. А Евгений Онегин" прекрасная опера. Так почему бы, действительно, не сделать сюиту для тромбона и симфонического оркестра? Музыка у всех на слуху, исполнители ее легко выучат.
То есть, вы думали конкретно об исполнителях, когда писали?
Вячеслав Круглик: Конечно! Это же конкурс исполнительский, в котором на первом плане - солист. Но надо было еще показать возможности тромбона с самой выгодной стороны. По своей природе это инструмент вокальный. В Средние века он дублировал хор в церкви. Поэтому все вокальные партии (а я в сюите в основном использовал вокальную музыку) очень хорошо ложатся под его тембр. Только у голоса, как вы знаете, диапазон две октавы, а у тромбона значительно больше. Поэтому в вокальной партии пришлось что-то добавлять, усложнять, при этом оставаясь "в природе этого" инструмента. Целью было показать красоту тембра этого инструмента и технические возможности на очень красивой и известной музыке Петра Ильича Чайковского.
Не было мысли, что вы некоторым образом соревнуетесь с Кристианом Линдбергом?
Вячеслав Круглик: Такой мысли не было. Он выдающийся музыкант, уникальный исполнитель, очень много делает для развития тромбоновой школы. Его сюиту из "Пиковой дамы" любят и играют во всем мире.
Как много времени заняла эта работа?
Вячеслав Круглик: Пришлось посидеть около месяца. Выбирал номера, какие бы подошли для тромбона. Оркестровая партия осталась практически оригинальной, как у Чайковского. Конечно, кое-где пришлось что-то изменить, в дуэтах, например; вокальные голоса пришлось вводить в оркестр. В партии тромбона идет мелодия, но она где-то изменена, где-то усложнена. То есть, я сделал концертную транскрипцию известной и всеми любимой музыки для солирующего тромбона с оркестром. Сюита одночастна, но включает четыре фрагмента: три арии и вальс.
Сюита получилась сложной? Есть там заковыристые моменты?
Вячеслав Круглик: Больших технических сложностей, таких, как быстрые пассажи и скачки, там нет. Основные сложности - чистота интонации. Тромбон - это инструмент, на котором очень сложно играть чисто и на котором только и возможно играть чисто, потому что это позволяет нетемперированный строй. Исполнителю очень важно показать свободу в верхнем регистре и озвучить нижний.
Вячеслав Круглик родился в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова (класс тромбона Бориса Виноградова, класс композиции Александра Нестерова). В 1996-2004 годах обучался на композиторском факультете Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Бориса Тищенко) и аспирантуре.
Участвовал в фестивалях "Молодежные академии России", "Арена", "Звезды белых ночей", "Новые горизонты", "Брасс-вечера в Мариинском", "Петербургская музыкальная весна" и в Московском Пасхальном фестивале. Автор одноактной оперы "Коляска" на сюжет Гоголя, мировая премьера которой состоялась в апреле 2009 года под управлением Валерия Гергиева. Балет Круглика "Волшебное кольцо", написанный совместно со Светланой Нестеровой, занял I место на конкурсе Большого театра и Союза театральных деятелей на создание произведения для детей и юношества (2008).
Среди сочинений - симфония для большого симфонического оркестра (2000), сюита для оркестра "Время жить и время умирать" (2010), увертюра "Княгиня Ольга" (2012), опера "Спекулянтка" по рассказу Зощенко "Не надо спекулировать" (2013) и другие.
Среди сочинений для духовых: две пьесы для тромбона и фортепиано (1993), пьеса для флейты и фортепиано (1993), Соната для тромбона и фортепиано (1994), Пьеса для флейты, тромбона и вибрафона (1994), "Для трех флейт" (1995), Трио для тромбонов (1997), Фантазия для кларнета и камерного оркестра (1998), Соната для флейты и фортепиано (2002), Соната для кларнета и фортепиано (2011), Концерт для тромбона с оркестром (2012).