Эксперты особенно большие надежды возлагают на маркировку обуви. По разным оценкам, в России доля контрабандных "каблучков" достигает 35 процентов. За них не платили таможенные пошлины и налоги. Такая обувь значительно дешевле российской, и нашим производителям сложно с ней конкурировать. Поэтому маркировка - самый оптимальный выход, уверена гендиректор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич.
Уверены в успехе и в минпромторге. Замглавы ведомства Виктор Евтухов рассказывал "РГ": "Считаю, что маркироваться должно максимальное количество потребительских товаров, чтобы четко отследить все этапы их движения от производителя или импортера до конечного потребителя", - сказал Виктор Евтухов. Тогда и налоги будут все собраны, и безопасность, качество товаров обеспечены.
Табачники также надеются на обеление рынка. В системе "Честный знак" должны зарегистрироваться производители, импортеры, розничные продавцы, оптовые компании, закупающие продукцию напрямую у производителей и импортеров (остальным оптовикам дали отсрочку дна год).
Работает маркировка следующим образом. Производитель наносит цифровой код на товар. Система фиксирует весь путь товара по логистической цепи. В магазине его просканируют дважды: перед тем как разместить на полке и на кассе. Благодаря встроенному в онлайн-кассу фискальному накопителю и постоянной связи с системой нелегальный товар не будет продан.
Также происхождение товаров может проверить каждый человек, у которого на смартфоне установлено мобильное приложение системы. Если статус проверки выдал результат "корректный код", то это честный товар. Если приложение выдает ошибку, то, скорее всего, это контрафакт.
"Опыт других стран демонстрирует позитивные эффекты от внедрения маркировки. Например, в Бразилии был снижен объем поддельных табачных изделий, закрыты 7 нелегальных заводов, а собираемость налогов в табачном сегменте выросла с 2008 по 2010 год на 40 процентов", - говорится на сайте системы "Честный знак".