В соответствии с документом родителям запрещено в воспитательных целях использовать "банальные формы насилия". Какие именно, в законе подробно излагается: "шлепки, затрещины, пощечины, подзатыльники". Также следует избегать "унижений детей любым образом, ругани в их адрес и прочих издевательств". Все эти формулировки внесены в статью 371-1 Гражданского кодекса страны. Там отдельной строкой теперь указано, что при регистрации брака молодоженов предупредят о том, что родительские обязанности при появлении ребенка "должны осуществляться без использования физического или психологического насилия". Идентичное упоминание впредь будет фигурировать на первой странице медицинской книжки, которая заполняется на каждого ребенка при рождении и остается с ним вплоть до достижения совершеннолетия.
По сути дела, французам предлагают в корне изменить свое отношение к привычным мерам воздействия на подрастающее поколение, которому частенько свойственны проказы и капризы, выходящие за рамки допустимого.
Ведь во Франции вплоть до нынешних времен столетиями считалось совершенно нормальным "корректировать" поведение детей, что, кстати, признавалось на уровне прежних законодательных актов. Естественно, с тех пор местные нравы изменились, стали более цивилизованными, и родители в своем большинстве давно уже отказались от розог или ремня. Хотя, как утверждает общественная организация "Фонд детства", 85 процентов французских граждан до сих пор не видят ничего зазорного в легком рукоприкладстве, чтобы приструнить не в меру расшалившийся молодняк.
С такой позицией в корне не согласен госсекретарь при министре здравоохранения Адриен Таке. Он убежден, что воспитательное насилие никоим образом не способствует формированию характера ребенка, а наоборот, приводит к "стрессам, снижению самооценки и прочим негативным последствиям". С ним согласен врач Жиль Лазими, ярый сторонник нынешнего закона. По его мнению, шлепки и затрещины "замедляют умственное развитие детей и приучают их к аналогичному поведению, когда становятся взрослыми". Что касается родительского авторитета, то его, полагает Жиль Лазими, следует утверждать не тумаками, а "педагогическими методами". Отметим, что у новых правил есть и противники. Так, сенатор от правой партии "Республиканцы" Паскаль Грюни считает, что французам надоело, когда "государство назойливо вмешивается в их личную жизнь и диктует, как воспитывать своих чад". По ее словам, во Франции и без того давно существует закон, по которому в случае жестокого обращения с детьми родителей могут наказать тремя годами тюремного заключения и штрафом в 45 тысяч евро.
В мире насчитывается 56 государств, включая Косово и Южный Судан, законодательно запретивших все физические наказания детей. Так, в Австрии согласно документу, принятом в 2011 году, несовершеннолетний, ставший жертвой насилия или эксплуатации, имеет право на компенсацию и реабилитацию. В Швеции физические наказания детей запрещены еще с 1966 года, однако уголовная ответственность за это грозит лишь в случае, если их можно квалифицировать как побои. В Литве за насилие над ребенком могут максимально дать пять лет тюрьмы, но обычно дело заканчивается исправительными работами или условным сроком. Всего же в ЕС осталось лишь пять стран, еще не запретивших полностью телесные наказания детей, - Бельгия, Великобритания, Италия, Словакия и Чехия.
В Японии закон о полном запрете на физическое наказание несовершеннолетних должен вступить в силу с 1 апреля 2020 года. Однако в законопроекте не оговорено наказание для нарушителей.
Подготовил Константин Волков