07.07.2019 00:00
    Поделиться

    Андрей Максимов : Театральный менеджмент - особая история

    Московские размышления на премьере одного из самых знаменитых театров мира.

    В словах Ла Скала есть магия. Это не просто - идешь в театр, но шагаешь в Ла Скала. Проходишь мимо знаменитого миланского собора, который кажется неестественно хрупким на фоне абсолютно голубого неба. Шествуешь по знаменитой галерее, и рядом - люди в смокингах и дамы в вечерних платьях: в Ла Скала в "Адидас" не ходят. И в самом театре - все торжественное, настраивающее на великое. Здесь хочется говорить шепотом или вовсе молчать, осознавая нереальную торжественность происходящего: вот - ты, вот - сцена Ла Скала, и через пару минут - восстановленный балет Рудольфа Нуреева "Спящая красавица".

    И взрывается оркестр, которым руководит наш родной Феликс Коробов. Музыка Чайковского интерпретирована им так, что хочется вслушиваться в каждый звук. Оркестр не играет, но рождает музыку, ощущение, что она является в этот мир в эту секунду, прямо сейчас. Музыка завораживает.

    Чего про балет сказать нельзя. Постановка, интеллигентно говоря - традиционная, грубо говоря - скучная. На любителя. Я прекрасно отдаю отчет в том, что есть множество людей, которым придется по душе такой архаичный балет. Мне кажется, что в такой постановке должны танцевать выдающиеся танцовщики, каковых в этот вечер я на сцене не приметил. Но это - сугубо личный взгляд абсолютно не специалиста. Балет Нуреева на сцене Ла Скала под грандиозную музыку, разумеется, обречен на успех, и нет абсолютно никакого смысла его критически анализировать.

    Я смотрел, как самозабвенно дирижирует Коробов - музыкальный руководитель и главный дирижер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - и вспоминал, что именно сегодня, как водится, зашел на сайт "Российской газеты", а там - беседа с руководителями оперы "Стасика", как, любя, называют театр.

    Беседа по-настоящему мощная, от которой, что называется, надо прийти в себя: прям творится на глазах несправедливость, вот тебе на!

    У Коробова уже намечены две премьеры в Ла Скала, и ни одной - в "Стасике", которым он руководит

    Кто не в курсе: в "Стасике" две труппы- балетная и оперная. После трагического ухода Дмитрия Брянцева балетную лихорадит. А оперная живет все лучше и лучше, все больше и больше наград и премий, все больше зрителей, все больше значительных спектаклей... И вдруг приходит новый директор и говорит: "Я сейчас и балетную исправлю, и оперную". И начинается у него с руководством оперы конфликт.

    Вроде как выясняется, что в руководстве театра столкнулись две концепции, мол, художественное руководство хочет, чтобы в театре был диктат режиссера и дирижера, а продвинутый директор - хочет разнообразия. Это неправда! Как человек, всю жизнь наивно мечтающий поставить оперу, я внимательно слежу, кого приглашают в "Стасик". За последнее время здесь ставили крупные театральные режиссеры: Туминас, Гинкас, Богомолов, Писарев, Кончаловский... Как вам набор? Не буду тратить времени - такой же есть и список приглашенных дирижеров.

    Конфликт нового директора и старой команды - с одной стороны, реален, а с другой - абсолютно надуман. Есть такая хорошая поговорка: "Не надо чинить то, что не поломалось". Оперная часть "Стасика" не поломалась ни разу! С чего вдруг проводить реформы в коллективе, который работает хорошо?

    Я смотрю и слушаю, как виртуозно дирижирует Коробов, и думаю о том, что у этого дирижера уже намечены две премьеры в Ла Скала в этом календарном году и две - в следующем. И ни одной - ни одной! - в "Стасике", которым он руководит. Жаль московского зрителя. Когда недавно к 100-летию театра ряд работников были награждены орденами и званиями, имя Коробова - руководящего оркестром пятнадцать лет! - было вычеркнуто. Московское управление культуры загоняет конфликт внутрь вместо того, чтобы дать возможность работать тем людям, которые давно и хорошо это делают.

    Я не знаком с новым директором "Стасика". Его деятельность как директора я ощутил, как ни парадоксально, в буфете театра. Захотел съесть бутерброд с красной рыбой - оказалось невозможно. Теперь в театре продаются наборы: три маленьких бутерброда с рыбой, или с мясом-колбасой, или три пирожных. Про наборы я позабыл с советских времен и, признаться, удивился - доверия к директору, в чьем театре творятся такие "мелочи", как-то сразу поубавилось.

    Между тем оркестр продолжал очаровывать музыкой, танцовщики старались соответствовать. На сцене происходило творчество. А я с печалью думал о том, что в "Стасике" делается все, чтобы его не было.

    Конфликт нового директора и старой команды - с одной стороны, реален, а с другой - абсолютно надуман

    Может ли, в принципе, менеджер руководить театром? Безусловно. В этом нет ничего ужасного или зазорного, весь вопрос в том, что это за менеджер. Театральный менеджмент - особая история: человек должен "разбираться в бухгалтерии" и при этом иметь дело с творческими людьми. И если директор театра не может найти общий язык с выдающимися деятелями отечественного музыкального театра, то почему бы не дать возможность этим деятелям спокойно делать свое дело?

    Знаете, великая музыка как-то обостряет мысли. Сидя в шикарном зале Ла Скала, рядом с красиво одетыми людьми, я обостренно думал: руководители оперной труппы "Стасика" не пропадут, но почему у меня, зрителя, отнимают хорошо работающий оперный театр? Почему мастера, много лет честно и хорошо делающие свое дело, должны доказывать свое право на него?

    Финал. Овации. Праздник нашего дирижера в прекрасном, но далеком театре.

    Будет и на нашей улице праздник?

    Поделиться