Лучано Паваротти не раз приезжал в Россию. Его отношения с нашей страной начались еще в 1974 году, во время гастролей театра "Ла Скала". После землетрясения в Спитаке он дал благотворительный концерт, сбор от которого пошел в пользу пострадавших.
Позже, в нашей новой стране, Паваротти часто становился персонажем светской хроники. Описывали его райдер: две спальни, гостиная с телевизором, видеомагнитофоном и фортепиано и кухня, оборудованная плитой, холодильником и столом на шесть персон. В холодильнике должны были находиться минеральная вода, йогурты, разные сорта сыра, ростбифы, запеченные креветки, копченая лососина, свежие фрукты и овощи, мед, сладости, банка майонеза, а также 5 бутылок российского пива. Охрана у Паваротти была своя собственная.
Райдер оставался примерно одним и тем же, но от одних гастролей к другим менялся сам Паваротти. Те, кто был на его первых российских пресс-конференциях, помнят веселого, безмерно обаятельного человека, вовсю флиртовавшего с молоденькими журналистками. Паваротти не слишком себя берег. Его основной заботой было горло, и за ним всюду следовал человек с шарфом. При первых признаках сквозняка певец закутывал шею. Много лет назад, после авиакатастрофы, когда выбравшиеся из самолета люди дрожали от холода, Паваротти отдал свой свитер другим, а сам повязал шею носовым платком - в молодости у него были серьезные проблемы с горлом, больше всего на свете он боялся потерять голос. (Тот был застрахован на миллион долларов). В 2003 году, перед концертом в Большом Кремлевском дворце, все было по-другому.
Рак обнаружили только в 2006-м, но певец уже был очень слаб. Писавшие об этих гастролях журналисты удивлялись тому, что Паваротти в буквальном смысле слова водят под руки. Он опасался русской зимы, боялся заболеть гриппом и почти не выходил из номера. Вечером Паваротти отправился в студию грамзаписи на Большой Никитской, по дороге его уговорили заехать на Арбат. Из машины Паваротти не вышел, покупки делала его свита. Из купленного Паваротти приглянулась большая кроличья шапка: в ней он и поехал на репетицию.
Через год после этого Паваротти простился со зрителями, в 2006 году состоялось его последнее выступление, еще через год он умер. Те, кто в 2003-м заплатил от одной до двух тысяч долларов за билеты в Большой Кремлевский дворец, не понимали, свидетелями чего они стали. Паваротти боролся с немощью, бился с самим собой, но в первом отделении, в его коронной пуччиниевской "Богеме" голос не держал интонацию, а порой и пропадал. И все же он победил: во втором отделении голос зазвучал. А Паваротти брал все более высокую планку, исполнял требующие огромного напряжение веристские арии: Канио из "Паяцев", Туридду из "Сельской чести"...
Он был не только гениальным, но и самым известным в мире оперным певцом, ему на какое-то время удалось сделать классическую музыку широко популярным, массовым искусством. В России ранних нулевых годов Паваротти был невероятно популярен. И не только из-за его голоса. Тогда у нас высоко ценили все самое яркое, самое дорогое.
В тот вечер Паваротти превзошел самого себя, и таким его лучше бы и запомнить. Это был не столько художественный, сколько человеческий подвиг, и после выступления Паваротти поблагодарил зал: "В Италии мне бы уже свистели, но вы прекрасные и чуткие люди. Вы все понимаете. Извините, если что-то было не так..."
Но в России ему не могли свистеть, для этого мы слишком его любили.
Корреспондент "РГ" в Италии встретилась с известным музыкальным критиком Чезаре Куначчией и задала ему вопрос: как сын простого пекаря из Модены стал настоящей суперзвездой мировой оперной сцены и продал 100 миллионов дисков?
Чезаре Куначчиа: Паваротти относился к людям с Божьей отметиной, он просто-напросто родился гением. Во время пения ему удавалось проникнуть в другое измерение. Это недостижимая задача для простых смертных.
"Король теноров" прожил насыщенную творческую жизнь, состоящую из многочисленных взлетов и, пусть редких, но все же падений. На ваш взгляд, какой эпизод в карьере маэстро был кульминационным?
Чезаре Куначчиа: На мой взгляд, пик творчества Паваротти, как ни странно, пришелся на начало его карьеры. Я помню его первый большой концерт в Болонье в 1963 году и его выступление в лондонском Ковент-Гардене в 1966 году. Я считаю, что эти два концерта безупречны и неоспоримы. Как можно подвергать анализу чудо? Безусловно, в те времена было немало прекрасных теноров, но в исполнении арий Беллини, Верди равных Паваротти певцов, так искусно владеющих голосовым аппаратом, просто-напросто не было. Тем не менее главным козырем Лучано были оперы Пуччини, а про его вибрато и говорить нечего.
А сегодня в Италии, на родине оперного искусства, есть теноры, которых можно назвать преемниками великого Лучано?
Чезаре Куначчиа: Нет, к моему великому сожалению, в Италии таких певцов на сегодняшний день нет. Все дело в том, что Паваротти - это не просто певец, это целый феномен. Кроме того, сегодня не умеют правильно готовить оперных певцов. Их либо слишком перезагружают, либо лепят из них артистов для участия перформансе, а не в серьезном спектакле. В отличие от них Паваротти повезло, он встретил на своем пути правильных людей.
7 июля 1990 года, накануне финала чемпиона мира по футболу, в древних термах Каракаллы, появился на свет легендарный итало-испанский коллектив "три тенора" с участием Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Согласны ли вы с тем, что именно это трио сумело приблизить оперу к народу? Любит ли оперную музыку сегодняшняя итальянская молодежь?
Чезаре Куначчиа: Именно благодаря Паваротти и кампании опера из элитарного искусства стала ближе обычным людям. Он сумел найти к ним правильный подход. Популяризировать оперную музыку (помимо проекта "Три тенора") ему также помог международный конкурс молодых исполнителей Pavarotti International. И сегодня, в том числе благодаря его вкладу, оперные нотки можно встретить даже у исполнителей такого современного музыкального направления, как техно.
В октябре в итальянских кинотеатрах состоится показ фильма "Паваротти". Его снял Рон Ховард, который открыто признается, что не очень хорошо разбирается в опере. Вам не обидно, что эту картину об одном из самых великих итальянских теноров снял американец?
Чезаре Куначчиа: Я вовсе об этом не сожалею по той простой причине, что Паваротти принадлежит всему миру. В США он сделал головокружительную карьеру. Он был там настоящим идолом.
Я веду к тому, что с момента ухода Лучано Паваротти в 2007 году в Италии практически о нем не вспоминают...
Чезаре Куначчиа: Проблема в том, что мы, итальянцы, очень быстро забываем наше великое прошлое. Когда кто-то из гениев умирает, мы страшно скорбим, но по происшествии времени имя этого человека погружается темноту. Однако Лучано Паваротти по сей день относится к тем певцам, которые остаются точкой отсчета для почитателей оперного искусства не только в Италии, но и во всем мире.