В Рыбинске отменили реформу русской орфографии

В Рыбинске отменили реформу русской орфографии 1918 года. Нет, в школах здесь по-прежнему учат современному русскому языку, в учреждениях на нем же пишут циркуляры и отчеты, а вот уличный рекламный язык "вспомнил прошлое": с 2017 года в историческом центре города создают уникальный "Музей живой старинной вывески под открытым небом".
Ирина Штольба

...Красная площадь. Нестандартная плитка под ногами, гроздья "исторических" фонарей, аккуратные обновленные фасады двухэтажных дореволюционных домов, на них вывески с "ерами" и "ятями", роскошный вид на красивейшее здание бывшей хлебной биржи... В 2017 году минстрой признал реконструкцию этой площади одной из лучших практик по благоустройству городских пространств.

Именно тогда в старинном купеческом городе впервые воплотилась идея размещать на домах вывески, соответствующие времени их постройки.

- Я делал афиши к своим концертам в дореволюционном стиле, - рассказывает ее автор, рыбинский музыкант Дмитрий Кузнецов, - и начал обращать внимание на фотографии попадавшихся в интернете дореволюционных витрин и вывесок. Я был просто очарован и чем больше узнавал о тонкостях создания этих вывесок, тем больше они меня завораживали. Подумалось, что здорово и уникально было бы добавить художественную составляющую к архитектуре того времени, когда центр города активно застраивался. Подчеркнуть ее. Я предложил идею городскому руководству и очень благодарен, что она была услышана и поддержана.

С тех пор уличная реклама в стилистике конца XIX - начала XX века появилась на Соборной площади, на улицах Стоялой и Крестовой, в Преображенском и Вознесенском переулках. Но если первые "старинные" вывески (на Красной площади) были из пластика, то потом их начали делать из натуральных материалов и с соблюдением технологий позапрошлого века: металл, дерево, ковка, резьба, аутентичные краски, никаких саморезов - вместо них специальные заклепки. Сейчас уже почти готовы две первые живописные фасадные вывески для продуктового магазина с вручную нарисованными батонами, колбасой, ананасами, виноградом: они будут стоять по обе стороны от входа. Кстати, изобразила все эти яства на специально подготовленных металлических щитах художник и декоратор Рыбинского драмтеатра Нина Матвеева.

Такой своеобразный музей под открытым небом может принести только плюсы

Не все представители бизнеса, от которого власти потребовали привести наружную рекламу в соответствие с обновленными правилами благоустройства, новую идею оценили сразу. По признанию главы Рыбинска Дениса Добрякова, сложности были, да и сейчас кое-где остаются. Но в основном предпринимательское сообщество поняло, что такой своеобразный музей под открытым небом может принести только плюсы.

- Мы потратили на реконструкцию Красной площади 12 миллионов рублей, - уточняет глава. - В ответ от предпринимателей получили около 30 миллионов вложений. То есть если мы приходим с нормальными идеями, бизнес откликается, особенно когда понимает, что это может принести доход.

Включились в "игру" даже федеральные торговые сети и банки. Например, на открытие непривычной, но уникальной вывески рыбинского филиала одного из банков приезжало ни много ни мало головное руководство, признавшее, что да, необычно и весьма привлекательно.

А в этом году городские власти замахнулись на реконструкцию главной рыбинской улицы - Крестовой. Чтобы, как говорится, соответствовать. Задумали не просто закатать ее в новый асфальт, а поставить красивые литые фонари, вместо троллейбусных столбов-карандашей установить другие - с витиеватыми светильниками, на тротуарах уложить плитку, уродливые ограждения проезжей части поменять на столбики с цепями, а собственников заставить обновить фасады.

Ремонт сейчас в самом разгаре - работают деньги федеральные, областные и городские. Частные, конечно, тоже. И хотя рядом со стилизованными вывесками пока нередко еще соседствуют современные, а в некоторых "старинных" (изготовленных до образования специальной комиссии при горадминистрации) есть смешные ошибки, уже очевидно, что единственный в своем роде музей реальных, работающих старинных вывесок состоялся.

- Легче всего сделать в историческом здании еще одну точку продажи булавок и всего остального и забыть, как родился и существовал этот город. А можно те же булавки представить совсем по-другому - используя историческое наследие, - убежден Денис Добряков.

Комментарий

Михаил Ильин, президент Ярославского отделения Русского географического общества:

- Это уникальный проект. То, что мы увидели, впечатляет своей системностью, организацией, подходом, тем, сколько вложено в это дело души. Проект хорош не только тем, что он возвращает нам нашу историю, это и есть живая история. И я не сомневаюсь, что он будет поддержан Русским географическим обществом, потому что одна из задач, стоящих перед РГО, - это популяризация исторических, географических знаний, привлечение внимания общественности к объектам нашего историко-культурного наследия и содействие внутреннему и въездному туризму. Я считаю, что рыбинский проект должен стать началом чего-то большего, а именно - распространения этого опыта на другие города нашей страны. Мы представим этот замечательный проект на получение гранта РГО.