О злоключениях Руслана Чинкова (имя и фамилия изменены по его просьбе) "РГ - Неделя" писала в середине года. Трехэтажку 1937 года постройки на улице Челюскина, квартирой в которой он и его сестра Елена владели на условиях долевой собственности, признали аварийной еще в 2011 году. А снести старый дом с деревянными перекрытиями чиновники запланировали в 2016-м. При этом равнозначного возмещения стоимости недвижимого имущества, как положено по закону, собственникам не предложили. Более того, инвалида попытались через суд переселить на восьмой этаж новостройки на другом конце города - без пандусов и прочих удобств, необходимых людям с ограниченными возможностями. Чинков отказался наотрез. И тогда началась насильственная "процедура выселения".
Из его единственной квартиры мужчину "выдавливали" планомерно, отключая электричество и воду. А когда большая часть жильцов из дома съехала, там начали выбивать окна и двери, растаскивать на металлолом трубы и батареи. Запустить систему отопления оказалось невозможно, и бывший шахтер, перенесший инсульт, при минусовой температуре сутками сидел в инвалидной коляске в пальто, шапке и валенках. Согреться и помыться он мог только у сестры в соседнем доме. Той приходилось нанимать грузчиков, чтобы перенести брата к себе и обратно. Но однажды Чинкова вынудили перебраться к сестре окончательно: в его отсутствие кто-то срезал железобетонные лестничные марши, ведущие в уже разграбленную до этого квартиру.
За инвалидов вступилась районная прокуратура. После проведенной проверки орган местного самоуправления обязали нарушения устранить, однако реакции не последовало. Тогда прокурор Куйбышевского района обратился в суд с требованием признать двухлетнее бездействие мэрии незаконным и выплатить Чинковым выкупную стоимость аварийного жилья. Суд это требование удовлетворил.
- Только вот сумма в 1,25 миллиона рублей, которую ответчик предложил за полнометражную двухкомнатную квартиру общей площадью 61,9 квадратного метра, была явно заниженной и неравнозначной, - отметила помощник прокурора Куйбышевского района Анна Миронова. - Потому мы привлекли экспертов, и сумму удалось приблизить к рыночной. В итоге Центральный районный суд Новокузнецка постановил взыскать с администрации города 2,091 миллиона рублей (включая 44 450 рублей расходов на подбор жилого помещения), а также сто тысяч рублей компенсации морального вреда.
Суд вынес решение в пользу Чинковых в конце мая нынешнего года, но в законную силу оно вступило лишь в конце августа: мэрия обжаловала вердикт в вышестоящей инстанции. И в срочном порядке снесла аварийный дом на Челюскина, ссылаясь на опасность обрушения и жалобы горожан. При этом представители муниципалитета заверили осуществлявшую снос компанию, что якобы все связанные с домом вопросы уже решены и деньги жильцам выплачены.
- Областной суд отклонил жалобу горадминистрации, но прошло уже три недели, а мы до сих пор не можем получить из Кемерова подтверждающие документы, чтобы исполнительный лист направили в мэрию, - рассказала "РГ" Елена Чинкова. - Если этого не произойдет в сентябре, то шансов получить компенсацию до конца года может не остаться. Но мы все же надеемся успеть.