Сам же фестиваль ограничился заявлением, что c "Газпромом" и его австрийским партнером, нефтегазовой компанией OMV, заключено соглашение о спонсорстве неназванного пока проекта. Документы подписали в Петербурге на полях газового форума президент Зальцбургского фестиваля Хельга Рабль-Штадлер, генеральный директор ООО "Газпром экспорт" Елена Бурмистрова и глава OMV Райнер Зеле.
"Связи между Австрией и Россией в области искусства и культуры всегда были особенно интенсивными, - приводит Зальцбургский фестиваль в официальном сообщении слова своего президента. - И когда фестиваль призван быть лучшим в мире, то это происходит благодаря многим российским деятелям искусства". Приводятся в сообщении и слова Бурмистровой о том, что юбилейная программа Зальцбургского фестиваля, который всегда становится событием мирового значения в области искусства, будет иметь особенное значение.
Пресс-служба фестиваля отказалась ответить на вопросы "РГ" о том, о какой именно опере идет речь и кто станет ее постановщиками. "Программа Зальцбургского фестиваля 2020 года будет представлена в Зальцбурге 13 ноября. До тех пор мы не можем назвать никакие оперы", - сказала пресс-секретарь фестиваля Улла Кальхмайр.
Нельзя сказать, что русские оперы не ставились раньше в Зальцбурге. Начиная с 1928 года, когда Оперная студия Ленинградской консерватории привезла в Зальцбург "Каменного гостя" Александра Даргомыжского, русские оперы звучали на Зальцбургских сценах. В анналах фестиваля остались и постановка "Бориса Годунова" Мусоргского многолетним руководителем фестиваля Гербертом фон Караяном в 1965-67 годах (причем маэстро выступал и как дирижер, и как режиссер), и программа 1994 года, в значительной степени посвященная русской музыке. Начиная с 1997 года, несколько русских опер поставил в Зальцбурге его частый гость российский дирижер Валерий Гергиев. А в последние годы русские оперы звучали здесь под управлением всемирно известного латышского дирижера, петербуржца Мариса Янсонса ("Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в 2017 году и "Пиковая дама" Чайковского в 2018-м). Не исключено, что он же будет ставить русскую оперу и в будущем году - в кругах, близких к фестивалю, предрекают, что это снова будет "Борис Годунов".
При этом справедливо будет сказать, что российские исполнители занимают гораздо более заметное место в программах Зальцбурга, чем русская опера. Присутствие российских музыкантов на фестивале возросло еще более в последние три года, когда на пост его интенданта - художественного руководителя - заступил австрийский пианист Маркус Хинтерхойзер, ученик Елизаветы Леонской и Олега Майзенберга, двух всемирно известных музыкантов из России, давно работающих в Австрии.
Например, в афише семи из девяти опер, представленных на фестивале этого года, стояли русские имена. Сенсацией Зальцбурга-2019 стала солистка Мариинского театра Елена Стихина в партии Медеи в одноименной опере Луиджи Керубини. Газеты писали о разочаровании публики, когда Анна Нетребко заболела на одно из исполнений оперы "Адриана Лекуврер" в концертном исполнении, и о том, как радовались слушатели, когда она снова вышла на сцену, принесшую ей некогда мировую славу. Валерий Гергиев выступил в этом году дирижером-постановщиком оперы Верди "Симон Бокканегра". Открывал фестиваль "Идоменей" Моцарта c участием пермского хора musicAeterna и под управлением Теодора Курентзиса, чья творческая биография прочно связана с Россией. С сольными концертами выступили Евгений Кисин, Максим Венгеров, Полина Осетинская. А легендарный пианист Григорий Соколов не только сам сыграл концерт, но и представил зальцбургской публике юную российскую пианистку Александру Довгань.
"Я большой друг и поклонник русской культуры, - сказал в интервью "РГ" интендант Маркус Хитерхойзер. - Это мировая культура, которая имеет огромное значение в музыке, в интерпретации музыки, в театре, в литературе. Это настоящий космос, который невозможно и не хочется упускать из виду".
Говоря о себе как пианисте, Хинтерхойзер отметил, что для него "нет ничего более значительного, чем русская пианистическая школа - от Софроницкого, Рихтера и Гилельса до сегодняшних Даниила Трифонова, Игоря Левита, Григория Соколова, Аркадия Володося, Евгения Кисина".
"Вклад России в музыку поистине огромен и необъятен, - говорит интендант Зальцбурга. - Это можно назвать моим личным пристрастием. Но я замечаю, что это люблю не только я. Слушатели в Зальцбурге очень любят, когда поет Анна Нетребко. Я могу до завтрашнего утра перечислять имена тех больших русских музыкантов, которые в последующие годы приедут в Зальцбург. Мне кажется, важно еще и то, чтобы через искусство мы могли немножко нейтрализовать ту напряженность, которая существует в политическом мире, ослабить конфликты".
Ради поставленных целей руководство Зальцбургского фестиваля не побоялось вступить на непростую в политическом отношении почву, приняв спонсорство российского газового гиганта. В частности, лидер Партии "зеленых" федеральной земли Зальцбург не замедлил выступить с жесткой критикой решения принять "грязные деньги" в ситуации, когда борьба за сохранение климата занимает одну из первых строк в мировой повестке дня.
Спонсорские средства составляют около 15 процентов бюджета фестиваля, составлявшего в 2019 году 61,76 миллиона евро. В прошлом году от поддержки фестиваля отказалась швейцарская корпорация Nestle и, как сообщают австрийские СМИ, деньги от Газпрома и OMV должны частично заместить эти средства. Однако дискуссия о том, чью спонсорскую помощь могут, а чью не могут принимать культурные институции, не нова и вряд ли закончится на обсуждении нового соглашения Зальцбургского фестиваля с российской и австрийской энергетическими компаниями.
Не только программу, но и тему юбилейного фестиваля организаторы пока не раскрывают. Но в кулуарах обтекаемо говорят, что он будет структурирован как "миротворческий проект".