15.11.2019 18:45
    Поделиться

    "Гражданская Оборона" завершила юбилейный тур концертом в Москве

    С именем Егора Летова в последнее время связаны по-разному странные - и вместе с тем одинаково резонансные - процессы.
    Шамиль Керашев/ РГ

    Мало кого не ошпарило кипением страстей вокруг несостоявшегося переименования Омского аэропорта. Появляются "спецпроекты" - вроде того, где любимец пары последних молодёжных поколений вставляет в очередной трек - бесконечно далёкий от творчества Игоря Фёдоровича как по форме, так и по содержанию - болезненный басовитый летовский напев, собирая миллионы просмотров на YouTube. Повсеместно звучат истошные выкрики: дескать, "Гражданская Оборона" вдруг "снова стала актуальной".

    Всё это, повторимся, странно. Поскольку в действительности ГО никогда и не теряла актуальности, приходясь кстати в любом измерении причудливой российской действительности. Но в то же время - будучи явлением куда более сложным, глубоким и значительным, нежели синтетическая медийная жвачка для любителей односложного пубертатного "протеста". Тут, конечно, не хочется бросаться цитатами - и всё-таки вспоминается та самая колючая авторская фраза с мемориала СашБаша. Та самая - адресованная Артемию Троицкому наряду с прочими "господами ПэЖэ" - о превращении "нашего рок-н-ролла" известно в какую часть тела.

    Есть ощущение, что аккурат тот же дешёвый грязный трюк прямо сейчас проделывают с огромным, неподъёмным, не влезающим ни в какие рамки, постоянно наэлектризованным миром Игоря Фёдоровича. Миром, который так называемые "лидеры мнений" - в том числе, с подачи вроде бы совсем не чужих Летову людей - зачем-то дробят на куски, чтобы наспех начинить ими примитивные готовые схемы или аляповато размазать их по сиюминутной плакатной "повестке". Хотя - в утешение всем нам - попадаются и редкие (зато меткие) примеры адекватного отношения к наследию. В частности - празднование 35-летия создания великой группы.

    В мини-туре из четырёх концертов, завершившемся вчера в битком набитом столичном клубе "Правда", приняли участие почти все (за заметным, но характерным исключением) фигуры, причастные к столпу сибирского андеграунда во всей его многослойности. Старинные соратники Летова - Кузя УО, Манагер, Джексон, Джефф, замечательный ударник Александр Андрюшкин (и его знаменитый предшественник Аркадий Климкин - в качестве специального гостя на нескольких песнях), Игорь Староватов, Аркадий Кузнецов. Короче говоря, мощнейший костяк - периодически, между прочим, поддерживающий тонус выступлениями возрождённого проекта "Коммунизм".

    То есть именно те, кто и сегодня имеет полное право выступать под славной вывеской "Гражданская Оборона". Плюс - гитарист и бэк-вокалист её последнего состава Александр Чеснаков, который, по сути, окончательно и безоговорочно закрепил абсолютную легитимность мероприятия, если кто-то вдруг продолжал в ней сомневаться. И - конечно, выдающийся саксофонист, живой символ отечественного фри-джаза Сергей Фёдорович Летов, успевший посотрудничать с братом как вживую, так и в студии.

    Почти трёхчасовое выступление этой, иначе и не скажешь, суперкоманды вместило песни из разных периодов длинной и разнообразной истории группы: от юного безумного панка до хулиганского авангарда и гаражной психоделии последних лет. Причём местами всё перечисленное комбинировалось весьма неожиданными коллективными манёврами, смешиваясь в фирменную ГО-шную жутковато-весёлую экспериментальную кучу - когда, например, сразу несколько гитар синхронно обрушивали на публику целые пласты густющего вязкого звука, гремели барабаны, а перевозбуждённый бас наполнял спёртый воздух вибрациями.

    Вибрировала, впрочем, и чрезвычайно довольная - и традиционно для "Гражданской Обороны" разношёрстная - толпа. Да и как иначе? - ведь сет-лист в знаковый вечер четверга представлял собой концентрированный набор хитов. Порой - буйно-агрессивных, таких, как "Лоботомия", "Попс" или "Винтовка". Порой же - условно лирических, вроде "Офелии" и "Сияния", а также гротескно ироничных (особенно, конечно, отметился Кузьма со своим залихвастским шлягером про ненависть к женщинам) - или, напротив, эпически мрачных, и тут уж никак не могло обойтись без кромешной отчаянной хриплой "Вечной весны".

    Первоначальная атмосфера милого капустника вскоре развеялась, и над разгорячённым, полным всеразличными парами залом возник призрак легенды, которая десятилетиями заводила представителей самых разных поколений и социальных групп, формируя мысли, разрывая души и шаблоны. Да, без Егора Летова можно рассчитывать лишь на призрак, но и это уже не мало. С альтернативой в виде хайпово-бездушного трибьюта мы недавно ознакомились. Выбор очевиден.

    Поделиться