"Идеальный пациент" - как бы "триллер навыворот": идет расследование преступлений общепризнанных, подтвержденных судебными процессами, но не доказанными ничем, кроме признаний самого киллера. Расследование предприняли известный тележурналист Ханнес Ростам (его играет Йонас Карлссон) и его ассистентка Дженни Кюттим (Альба Аугуст), заподозрившие в признаниях Квика что-то неладное - чисто интуитивно, тоже без достаточных доказательств. Ханнесу удалось добиться встреч с загадочным киллером-психом, до той поры отказывавшимся от любых контактов с внешним миром. По материалам этих интервью он сделал документальный телефильм, появление которого имело эффект разорвавшейся бомбы: так возникло самое скандальное разоблачение методов судебной психиатрии за всю историю Скандинавии.
Фильм снял режиссер Микаэль Хофстрём - швед, после успеха триллера "Зло" уехавший в Голливуд и там набивший руку на остросюжетных фильмах "Обряд" с Энтони Хопкинсом, "План побега" со Сильвестром Сталлоне, "Шанхай" и "1408" с Джоном Кьюсаком. Своего "Пациента" он аранжирует под кинодокумент, хронику журналистского расследования, серию интервью с заключенным, с врачами, накачивавшими его психотропными снадобьями, со светилами-психиатрами, которые на нем подтверждали свои теории о детских психологических травмах, впоследствии сублимируемых в криминальном поведении повзрослевшего субъекта. По стилю картина - столь же триллер, сколько и психодрама, трактующая, в частности, гипотезы о "второй личности", бытующей в организме одного человека - здесь фильм напомнит киноопусы об экзорцизме.
Жизнь, которая считается лучшим драматургом, на этот раз допустила явный перебор с мелодраматическими, даже душераздирающими обстоятельствами, столкнув в больничной палате, она же тюремная камера, двух смертельно больных людей: Стур признан душевнобольным и обречен на пожизненное заключение, у журналиста Ханнеса недавно диагностировали рак, и он умрет, не дождавшись выхода в свет своей сенсационной книги о казусе Квика. А так как вся эта скандальная история получила широкую огласку и в Европе известна любому потенциальному зрителю, спойлеры тут невозможны по определению - остается следить за тем, КАК все это было. Примерно как в классическом фильме "Нюрнбергский процесс".
Первые встречи Ханнеса с засевшим в тюремно-больничной палате монстром напомнят накаленный момент вхождения Кларисы Старлинг в логово д-ра Ганнибала Лектера в "Молчании ягнят" (может, как раз недавняя работа с Энтони Хопкинсом и натолкнула режиссера на мысль обратиться к делу Квика). Лектером окажется вполне благовидный гражданин, педантичный, встающий ровно в 5.24, проделывающий утренний моцион по "восьмерке" тюремного двора, а затем посвящающий день разгадыванию кроссвордов (актер Давид Денсик, знакомый по роли Михаила Горбачева в сериале "Чернобыль"). И вскоре между двумя людьми образуется странная духовная связь, они теперь словно родственники: один пришел спасти другого, зная, что сам обречен на смерть. Будут свои душераздирающие подробности и в отношениях между Ханнесом и его помощницей Дженни, и, разумеется, в его семейных отношениях, в патетическом прощании с женой и любимой дочкой. И здесь надо отметить скупую, но исчерпывающе выразительную игру всех без исключения актеров - картина ансамблевая в лучшем понимании этого слова: так бывает в кругу единомышленников, не просто выполняющих свою работу, но вносящим свой вклад в восстановление истины и справедливости.
Режиссер педантично реанимирует подробности следственных действий с их экспериментами, восстанавливающими детали преступления. Он особенно внимателен к психологическим подробностям поведения самого киллера, к "языку тела" следователей и "подопытного ягненка"; вспышками даны жестокие подробности реальных убийств, совершенных в разных странах Скандинавии и повешенных на подсудимого. Внимательный взгляд обнаружит в следственных действиях массу нестыковок, но в целостную картину они сложатся далеко не сразу, сначала предложив зрителям множество неразрешимых загадок. Эти загадки и составят подобие саспенса в этом странном меланхолическом триллере, где запредельная жуть - всего лишь обыденность для современного, ко всему привычного сознания. Дополнительную пищу для размышлений фильм даст российским зрителям, активно спорящим о возможности возвращении смертной казни: если бы она практиковалась в Швеции, оговоривший себя псих Квик давно бы продолжал свои серийные фантазии на том свете, но он жив и поныне.
Фильм лучше смотреть с оригинальной фонограммой и субтитрами: дубляж сделан формально, наспех, и практически разрушает весьма изощренную звуковую атмосферу картины.