Почему дорожают трехлетние автомобили
В отличие от рынка новых машин, где под давлением инфляции и валютных курсов ценники могут исключительно расти, стоимость "бэушек" определяется другими факторами - прежде всего, уровнем спроса и возрастом продаваемых автомобилей. Учитывая, что вторичный авторынок в этом году перестал расти, а на продажу выставляются все более старые машины, неудивительно, что цены на автомобили с пробегом в последнее время даже немного снизились.
Так, в третьем квартале 2019 года средний ценник составил 370 тыс. рублей, что на 1,1% меньше по сравнению с прошлым годом, подсчитали эксперты "Авито Авто".
Впрочем, эта тенденция не коснулась машин возрастом до 3 лет, которые за тот же период, напротив, подорожали в среднем на 9% - до 878 тыс. рублей. Рост цен на "свежие" автомобили наблюдают и в компании CarPrice, по оценкам которой он составил 8,2%, при том, что предложение "трехлеток" сократилось на 12%.
По мнению основателя онлайн-автосервиса Uremont Артура Терисаяна, нынешний дефицит трехлетних автомобилей вызван низкими продажами новых машин в 2016 году, когда российский авторынок после четырех лет падения достиг дна, установив собственный антирекорд. В свою очередь, многие, кто продает трехгодовалые машины, рассматривают для себя покупку новых автомобилей, стоимость которых постоянно растет. Поэтому продавцы начинают завышать цены на те, что они выставили на продажу.
"В то же время люди сегодня не спешат расставаться с трехлетними машинами. Поскольку растет срок использования таких автомобилей, возникает дефицит, а значит растет и их цена", - добавляет гендиректор CarPrice Денис Долматов.
Действительно, средний срок владения автомобилем до первой перепродажи к середине 2019 года увеличился до 75 месяцев (6,3 года), гласят данные агентства "Автостат". Люди стали реже менять автомобили на новые, поскольку их реальные доходы не растут, а цены на новые машин за 5 лет поднялись в среднем на 60%. При этом с учетом потери стоимости, для того, чтобы пересесть на аналогичную новую машину, автовладельцу необходимо доплатить 100 - 150% от цены текущей 5- или 6-летней машины.
"С учетом курса рубля купить новую машину по приемлемой цене практически невозможно. А чтобы что-то купить, как говорится, надо что-то продать. Спрос на "свежие" машины был всегда, ведь фактически второй владелец покупает почти новый автомобиль с небольшим пробегом, но значительно дешевле, экономя при этом хорошие деньги. Зная о том, что в этом возрастном сегменте крайне высокий спрос, продавцы нынче продают дороже, чем раньше", - говорит директор компании "ПодборАвто" Денис Еременко.
Между тем, самой продаваемой моделью с пробегом в возрасте до 3 лет, согласно данным "Авито Авто", является Lada Granta, хотя на рынке новых машин она стала лидером только в нынешнем году. На второе место среди трехлетних бестселлеров вышла Lada Vesta, которая еще год назад занимала лишь пятую строчку в рейтинге продаж. "Бронзу" же завоевал Kia Rio, вытеснив из тройки лидеров Hyundai Solaris, которая теперь расположилась соответственно на четвертом месте.
Как отмечает Артур Терисаян, учитывая, что корейские производители дают 5-летнюю гарантию на свои автомобили, и номинально владельцы продают гарантийные машин, то их предложения остаются самыми выгодными на вторичном рынке.
В десятку самых популярных трехлетних автомобилей также вошли Lada Priora, Toyota Camry, Volkswagen Polo, Lada 4x4, Lada Largus и Chevrolet Niva. Среди прочих моделей наибольший рост спроса показывают Renault Kaptur (+15 позиций в рейтинге продаж), Hyundai Creta (+13 позиций) и Kia Optima (+10 позиций). Любопытно, что Hyundai Creta, который на первичном рынке является самым продаваемым кроссовером с осени 2016 года, в сегменте "трехлеток" уступает не только Lada 4x4, но и Chevrolet Niva, хотя новых внедорожников этой модели в последние годы продается все меньше.
По словам директора Gruzdev-Analyze Александра Груздева, у клиентов, которые покупают новые автомобили, и у тех, кто приобретает подержанные, разные привычки и разные причины выбора машины.
"Если на рынке новых автомобилей конкурентов у Hyundai Creta фактически нет, то на "вторичке" достаточно предложений аналогичных по цене, классом выше, но более возрастных. В этом случае покупатели начинают взвешивать - взять автомобиль на гарантии и моложе или на пару лет старше, но выше классом. И мы видим, что предпочитают покупатели", - комментирует Артур Терисаян.
Что касается цен, в рейтинге самых продаваемых трехлетних автомобилей наиболее сильно за последний год подорожали Lada Granta (на 9% до 378,4 тыс. руб.), Kia Rio (на 9% до 663 тыс. руб.), Hyundai Solaris (на 10% до 654,5 тыс. руб.), Toyota Camry (на 11% до 1 млн 538 тыс. руб.) и Volkswagen Polo (на 9% до 623,7 тыс. руб.). В то же время несколько снизилась стоимость таких моделей, как Lada Vesta (на 1% до 532,4 тыс. руб.), Lada Xray (на 5% до 541,2 тыс. руб.), Hyundai Creta (на 1% до 985,2 тыс. руб.) и Renault Kaptur (на 2% до 898,7 тыс. руб.), гласят данные "Авито Авто".
"Для "молодых" машин дорожать сразу вслед за новыми автомобилями - нормальное дело. Изменение же цен в меньшую сторону может говорить о качестве продаваемых машин. Возможно, их первые владельцы обнаружили какую-то проблему, которая, например, свойственна возрасту автомобиля. Это также может быть связано с повышенным предложением: скажем, какие-то корпоративные парки выбросили на рынок большое количество автомобилей (к примеру, каршеринг) и тем самым сбили цену", - рассуждает Александр Груздев.
Стоит также отметить, что за год стоимость трехлетних машин выросла почти во всех рассматриваемых крупнейших городах (18 из 20-ти), в диапазоне от 2% в Тольятти до 20% в Нижнем Новгороде. Средние цены снизились только в Москве (на 8%) и в Тюмени (на 3%). Доступнее всего автомобили до 3 лет продавались в Тольятти - в среднем за 720 тыс. рублей, дороже всего - в Красноярске, за 1 млн 148 тыс. рублей. Таким образом, этот город по уровню цен обошел даже Москву.
"Разница цен в тех или иных городах говорит лишь об особенностях местного рынка. Но "свежие" автомобили дорожают и будут дорожать просто потому, что растет цена новых машин. А как известно, из всего массива автомобилей с пробегом именно "трехлетки" максимально зависят от цены покупки - часто такие машины еще на гарантии и с небольшим пробегом.
Продавец не готов отдавать такой автомобиль дешево, тем более, что спрос на "трехлетки" есть всегда, особенно если модель относится к бестселлерам. Вдобавок к этому, продажи новых машин падают, а значит через несколько лет на "вторичке" будет серьезный дефицит автомобилей до трех лет. Как хорошо известно, любой дефицит всегда играет на руку продавцу", - констатирует Денис Долматов.
В свою очередь, Артур Терисаян отмечает, что, по статистике, в 2017 и 2018 гг. продажи новых автомобилей росли. Это должно привести к росту предложений по трехлетним машинам и, возможно, именно этот фактор поможет сохранить цены на прежнем уровне и стабилизировать рынок, как минимум на два года.