На прошлой неделе внимание к проблемной многоэтажке на улице Комбрига Потапова, 35, привлек один из рабочих. Оставшись без зарплаты и жилья, крановщик пошел на крайние меры и объявил голодовку на рабочем месте. Прямо из кабины башенного крана, с высоты 40 метров, он позвонил в скорую помощь и сообщил, что будет голодать.
- Мужчина рассказал, что с августа не получает зарплату, что работодатель перестал оплачивать жилье. Ему негде жить, нечего есть и нет денег, чтобы вернуться домой, - говорит диспетчер скорой Елена Шевела.
О происшествии она сообщила в МЧС и полицию, а потом стала говорить с рабочим. Оказалось, что одет он был тепло, но за весь день выпил лишь чашку чаю. Он просидел в кабине до темноты и лишь тогда согласился спуститься.
Инцидент разрешился благополучно. Сейчас с долгами по зарплате строительной компании разбираются правоохранители. В пресс-службе главного следственного управления СК РФ по Республике Крым и Севастополю корреспонденту "РГ" сообщили, что ведется проверка происшествия на стройке.
О проблемной многоэтажке "РГ" писала в статьях "Без жилья не останутся" от 23.06.2016 и "Долго строят" от 25.01.2018. Дом заложили еще в 2007 году, но построили только два этажа, затем финансирование прекратилось.
Надежда возобновить стройку появилась после возвращения Крыма и Севастополя в Россию. Дом включили в ФЦП, и летом 2016 года был объявлен конкурс на подготовку проектно-сметной документации. Решили не начинать стройку заново, а приспособить новый проект к уже построенным этажам. Но следом в Севастополе сменился губернатор, и подготовка затянулась.
Контракт на строительство был подписан в конце 2017 года. Согласно проекту, в доме будет 99 квартир: 63 однокомнатные, 18 двухкомнатных и столько же трехкомнатных. В январе 2018 экс-губернатор Дмитрий Овсянников дал старт работам и пообещал крымскотатарским старейшинам, что к концу года дом будет сдан.
Как рассказал "РГ" председатель объединения крымских татар Севастопольского региона "Ак-Яр" Энвер Мамутдинов, на момент перехода Крыма в Россию в очереди стояли 147 человек, а сейчас - менее 60. Очередь из тех, кто был реабилитирован и вернулся на полуостров, начали формировать в начале 1990-х. Но многие старики умерли, не дождавшись жилья.
- Я уже не знаю, что людям говорить, - сетует Мамутдинов. - Только за период строительства два наших очередника-долгожителя умерли. А по наследству очередь не передается. За эти семьи особенно обидно.
Еще более десятка человек исключили из очереди, посчитав, что у них улучшились жилищные условия.
- Формально получилось, что они уже не нуждаются, - говорит Мамутдинов. - Родственники, которые согласились их приютить и прописать, что-то пристроили, добавили пару "квадратов", поэтому очередникам стали отказывать. Но это несправедливо. Своего жилья у них как не было, так и нет.
Ситуация с недостроем вызывает беспокойство. В пресс-службе правительства Севастополя "РГ" сообщили, что подрядчика уведомили о разрыве контракта. С 10 декабря он будет считаться расторгнутым.
- Темпы и качество работ не соответствовали требованиям государственного контракта. К подрядчику применялись штрафы, неоднократно направлялись уведомления о необходимости соблюдать утвержденный план-график. Но компания со своей стороны остановила работы, - сообщили в пресс-службе.
Стоимость контракта составляла 145,5 миллиона рублей, подрядчику сразу выплатили 30-процентный аванс. Однако проект, подготовленный в 2016-2017 годах, имел массу недочетов. Не были учтены многие виды работ общей стоимость почти 100 миллионов рублей.
Планировалось подготовить на них смету и утвердить дополнительным соглашением. Но его так и не подписали - затянулась разработка и прохождение экспертизы. Подрядчик же на свой страх и риск выполнил часть работ, не учтенных в проекте. И теперь оплатить эти работы невозможно.
- Сделать их было нужно, - объясняет Энвер Мамутдинов. - По проекту, на 99 квартир было предусмотрено меньше 200 розеток, хотя должно быть более 800. Подрядчик начал делать разводку электросети так, как должно быть. А ему говорят, что платить за это не будут. И таких примеров много. Перегородок в проекте фактически нет. Как можно было выпустить из экспертизы такой проект, никто понять не может.
- Подрядчику обещали помочь устранить неточности, пройти экспертизу. Говорили, что пока он будет строить, выйдут новые сметы. Но в итоге все затянулось на два года, - добавляет общественник.
Разрешить конфликт можно только в суде. Компании предстоит доказать, что выполненные работы были необходимы, и согласно актам, потребовать оплату.
А тем временем чиновники приступят к поиску другого подрядчика, который будет работать уже с новым, полноценным проектом. Стоимость работ - около 200 миллионов рублей. Остается надеяться, что судебная тяжба не нарушит эти планы.
Как сообщили в пресс-службе правительства, дом рассчитывают ввести в эксплуатацию в 2020 году.