10.12.2019 21:41
    Поделиться

    На территории ЗИЛа остался последний цех, где собирают легендарные машины

    Если поискать новости с упоминанием аббревиатуры "ЗИЛ", то среди них будут истории про ввод очередного жилого комплекса, благоустройство набережной, открытие крупнейшей в стране школы... Про машины некогда самого крупного автозавода страны - молчок, что неудивительно.

    Автомобильных цехов уцелело немного, да и те в большинстве стоят с разбитыми окнами и ждут своего часа. Действующее автопроизводство на территории предприятия только одно - это механосборочный цех N 6, где в 1980-е в строгой секретности собирали правительственные лимузины.

    ЗИЛ "Раиса"

    Особо охраняемый цех, о котором знали даже не все сотрудники завода, в 2014 году арендовали энтузиасты, решившие возродить производство. Они взяли некомплектные машины, остававшиеся на конвейере, начали искать запчасти и целые авто на стороне, в том числе у коллекционеров. Сейчас в цехе, где раньше трудились сотни рабочих, занято около 20 человек, которые готовятся к переезду, - в течение года здание снесут и на его месте будут строить дорогу к возводимому здесь жилому району.

    Тем не менее работа продолжается - в цехе корреспонденты "РГ" увидели несколько представительских ЗИЛов в разной степени готовности. От одного есть только корпус, но директор цеха Юлия Куклина говорит, что к маю машина будет выглядеть как новая. "История именно этого лимузина нам неизвестна, поскольку у каждого члена Политбюро могло быть несколько машин, и на одной из них он мог ездить лишь несколько раз, - рассказала она "РГ". - Но эти машины интересны не столько именами владельцев, сколько сами по себе. Даже в советское время они практически целиком собирались вручную, и с тех пор ничего не изменилось - каждую деталь мы вытачиваем и примеряем своими руками. После реставрации автомобили не только внешне выглядят как новые, они и на дороге себя ведут отлично".

    Один из раритетов, который хоть сегодня можно выпускать на трассу, - ЗИЛ-4102 "Раиса". Таких машин выпустили в 1988 году всего две. Считается, что один, черного цвета, предназначался для генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, а второй - золотистый - для первой леди Раисы Горбачевой. Машину уже практически закончили реставрировать и скоро она вернется в Музей ЗИЛа в парке "Сокольники", где квартирует последние годы. Самое, пожалуй, удивительное, что на тахометре этого ЗИЛа, внешне больше похожего на Volvo или Cadillac, - всего 10 тысяч км пробега. Раиса Максимовна, как и ее муж, на этих машинах не поездили - в конце 1980-х им оказалось уже не до новых авто.

    Король дорог

    Главный проект, над которым после переезда с территории ЗИЛа собирается работать механосборочный цех, - ЗИС-127, выпущенный в 50-х годах прошлого века. Это первый советский междугородный автобус, который так и не вышел в большую серию. Сделано было всего 850 машин. До наших дней сохранились единицы, увидеть их можно только на выставках ретротранспорта. Среди прозвищ этой прорывной для своего времени машины - "Реактив" и "Король дорог".

    На ЗИЛе автобус стоит в виде нескольких частей распиленного корпуса, узнать в которых легендарную машину непросто. Куски корпуса можно оторвать рукой, металл сильно прогнил. Рабочие говорят, что работа по реставрации займет около трех лет - массу деталей придется выточить вручную, причем от многих из них не осталось даже чертежей. Но сотрудникам к этому не привыкать. Электрогазосварщик Валерий Гутин в качестве примера демонстрирует заготовку подголовника одного из лимузинов ЗИЛ - алюминиевая болванка довольно сложной формы согнута вручную на станке. "Так работали 30 лет назад, так работают сейчас, - говорит он. - Именно поэтому деталь с одной машины зачастую нельзя переставить на другую такую же - они подгоняются на каждом экземпляре отдельно. Взять, к примеру, крыло лимузина - это не серийная штамповка, а работа конкретного жестянщика".

    Касается это и бронированных лимузинов - их было выпущено всего 24. Бронекапсулы для них делали на Курганском танковом заводе, выпускающем танки, а потом уже вокруг капсулы собиралась машина. В ту часть цеха, где шла эта работа, попадали только по спецпропуску.

    - Когда мы реставрировали один из таких броневиков, то даже лобовое стекло устанавливать приходилось впятером, поскольку иначе его было не поднять, - вспоминает арматурщик Михаил Чвалун. - По сути, это несколько особо прочных стекол, склеенных между собой. Такое изделие способно выдержать автоматическую стрельбу из автомата Калашникова в упор - именно так их испытывали. Чвалун рассказывает, что на одном из броневиков ему довелось прокатиться, и ощущения остались двоякие.

    "С одной стороны, машина едет плавно и в ней стоит абсолютная тишина, а с другой - толстое бронестекло создает эффект лупы, от которого быстро устают глаза, - отмечает он. - К тому же места водителя и переднего пассажира тесные, несмотря на внушительные габариты машины. Отодвинуть кресла назад мешает перегородка. Из нее при необходимости выезжало стекло, которое разделяло машину на переднюю и заднюю зоны".

    Кстати

    Музей моторов

    Хотите сами увидеть продукцию легендарного автозавода? Приходите в Музей ЗИЛа в парке "Сокольники" - там можно взглянуть на многие авто, сначала собранные, а потом восстановленные в шестом механосборочном цехе. Среди экспонатов есть броневик маршала Устинова, а также созданный для поиска космонавтов ЗИЛ 49065 "Синяя птица" и уникальный микроавтобус ЗИЛ 118 "Юность". У каждого экспоната своя история - броневик Устинова, например, после списания развозил зарплату по цехам родного завода.

    Адрес музея: улица Сокольнический Вал, 1А. Экспозиция работает ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 19 часов. Вход бесплатный. По выходным в 13 часов проходят групповые экскурсии, тоже бесплатные.

    Поделиться