В ярославском вузе активизировали креативный подход к образованию

Какой мы видим реализацию национального проекта "Образование" в регионе? В глобальном смысле это призыв уйти от конкуренции за ресурсы внутри региона к конкуренции региона за ресурсы внешние, с учетом того факта, что нацпроекты - это выход на международные рейтинги с соответствующей системой измерения показателей деятельности.
Пресс-служба ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Если же говорить о региональном уровне реализации нацпроектов, то прежде всего стоит задуматься о качестве и смыслах, нежели о количестве образовательных продуктов. Мы должны качественно изменить систему образования в регионе, а не перелицовывать ее с использованием новых слов. Следовательно, наша задача - не бесконечное количество программ, а реально востребованные компетенции, понятные, вписываемые в контекст современной жизни. Наши образовательные продукты должны быть востребованы в ситуациях, когда человек меняет профессию или вышел из возраста профессионально активной деятельности и ищет другое поприще либо попал в ситуацию высокой динамики развития той или иной отрасли и должен перефокусировать имеющиеся навыки.

Здесь также можно выделить сверхзадачу развития софт-скиллс для жизни, для безопасности человека в быстро меняющейся среде. Необходимо помогать людям адаптироваться, выстраивать жизненные траектории. Причем этот элемент смысла важен и для людей зрелого возраста, и для молодежи, и для школьников. Хотим мы того или нет, люди должны постоянно совершенствоваться, приобретать новые компетенции, чтобы не попадать в сложные финансовые, жизненные ситуации, не испытывать дискомфорт от развития общества, технологий.

Именно эти смыслы ЯрГУ вкладывает в проекты, направленные на реализацию нацпроектов в регионе. На сегодняшний день мы участвуем в двух крупных проектах. В рамках национального проекта "Успех для каждого ребенка", совместно с областным департаментом образования, мы реализуем проект "Дом научной коллаборации им. Д.И. Менделеева". Он предусматривает все направления дополнительного образования для детей, а в ряде направлений - дополнительное профессиональное образование для преподавателей. Речь идет о самых разных способах активизации креативного подхода к образованию. В этой же системе координат реализуются программы ЯрГУ "Базовые школы РАН" и "Университетские школы". Основой этих программ является выстраивание работы с ярославскими школьниками на основе приоритета компетенций, связанных с научными исследованиями. Серьезная региональная "добавка" к федеральным проектам в рамках нацпроекта "Образование".

С развитием системы дополнительного образования широких кругов населения связан и федеральный проект "Новые возможности для каждого". ЯрГУ, став получателем гранта в форме субсидий из федерального бюджета на обучение граждан по программам непрерывного образования, предложил 5 программ повышения квалификации в сфере биотехнологий, управления проектами и финансами организаций, защиты персональных данных и информационной инфраструктуры. Здесь важно не повторяться из программы в программу, а работать над выстраиванием прозрачных содержательных цепочек, чтобы люди понимали, чем обеспечена и чем может быть дополнена программа.