11.12.2019 17:13

Не доехали

Автомобили-беспилотники застряли в пробке
Беспилотные автомобили создали пробку на Дмитровском полигоне, заблокировав движение. Выехавший из затора автомобиль несколько раз проехал на красный свет. В итоге главный приз первой в России гонки беспилотников - 175 миллионов рублей - не получила ни одна из команд. Зрители этой гонки пришли к выводу, что рано пока такой транспорт выпускать на дороги общего пользования без водителя.
Лидер гонки беспилотников слишком часто нарушал Правила дорожного движения. Фото: Сергей Михеев / РГ Лидер гонки беспилотников слишком часто нарушал Правила дорожного движения. Фото: Сергей Михеев / РГ
Лидер гонки беспилотников слишком часто нарушал Правила дорожного движения. Фото: Сергей Михеев / РГ

Но обо всем по порядку. Вчера были подведены итоги первой в России гонки беспилотных автомобилей, которая прошла днем раньше на полигоне НАМИ. Технологический конкурс Up Great "Зимний город" проводился Российской венчурной компанией, Фондом "Сколково" и Агентством стратегических инициатив. Задача была продемонстрировать беспилотный автомобиль, способный передвигаться по городу в условиях русской зимы на уровне среднестатистического водителя.

Для чего были созданы все условия: заснеженные плохо читаемые дорожные знаки, местами засыпанная разметка, светофоры и пешеходные переходы. Причем их перебегали механические пешеходы. А чтобы уж совсем не скучно было, по тому же маршруту передвигались машины с водителями, которые создавали ощущение плотного транспортного потока.

Всего на конкурс поступило более 30 заявок от команд со всей России. В финальном старте беспилотников приняли участие пять команд: НГТУ (Нижний Новгород), StarLine (Санкт-Петербург), Авто-РТК (Таганрог, Курск), Зимний город МАДИ (Москва) и BaseTracK (Москва).

Условием финала было проехать 50 километров - 10 кругов по 5 км - за 3 часа. То есть преодолеть так называемый технологический барьер. Машины могли ориентироваться только по своим датчикам, пользоваться заложенной в них логикой специально подготовленной картой. Карта участка с точностью до 3 сантиметров была разработана МосТрансПроектом.

Наиболее частым нарушением у автомобилей-беспилотников был проезд на запрещающий сигнал светофора, причем перед пешеходным переходом

Однако уже на первом круге возникли проблемы. Автомобиль МАДИ почему-то остановился и не смог продолжить движение на одном из перекрестков. Его можно было объехать. Но все остальные беспилотники вставали за ним. На объезд решился только один из участников - Авто-РТК. Но поравнявшись с машиной МАДИ, тоже остановился и заблокировал все движение. За что был снят с соревнований.

По предположению одного из участников, проблема могла быть в том, что "съехала" карта. То есть машины неправильно себя позиционировали и решили, что впереди непреодолимое препятствие.

Было решено заново стартовать. Но на старт вышли только две команды - МАДИ и StarLine. Одна отказалась от участия, а у двух электрокаров не хватило бы заряда аккумуляторов для продолжения.

И снова машина МАДИ на одном из перекрестков (уже на другом) остановилась без движения, заблокировав проезд. Это первые пробки на дорогах страны, созданные беспилотниками. Ее также сняли с соревнований.

StarLine продолжил гонку в одиночестве. Он проехал маршрут за 2 часа 47 минут. Однако 73 штрафные минуты не дали ему преодолеть технологический барьер. Эти минуты были начислены за нарушения правил дорожного движения, наиболее частым из которых стал проезд на красный сигнал светофора. В одном из мест все участники гонок проскакивали на красный свет. По всей видимости, они считали второй светофор перед пешеходным переходом дублирующим. Между тем таких перекрестков очень много на наших дорогах. Непонятно также, как себя поведут беспилотники на дорогах, где после поворота под стрелку машина выезжает на дублирующий светофор для поперечного движения. Остановится или поедет? А как она поведет себя в Санкт-Петербурге, где на зеленый свет автомобили могут поворачивать, но при этом на зеленый же свет идут пешеходы? Или в беспилотники необходимо будет закладывать все режимы работы светофоров на маршруте?

На испытаниях не было аварий, но аварийные ситуации возникали. О них сообщали пилоты машин-имитаторов. Но по-прежнему остается открытым вопрос, кто будет отвечать, если столкновение произойдет по вине беспилотника.

Так как ни одна из команд не преодолела технологический барьер, то призовые деньги не достались никому. Но эти соревнования дали огромный опыт командам, показав, что нужно дорабатывать. Однако также они наглядно показали, что беспилотники пока нуждаются в водителях.

Кстати

Беспилотники в конкурсе не участвовали.