Зачем АвтоВАЗ вернул себе "Ниву"
АвтоВАЗ выкупит у General Motors его 50-процентую долю в совместном предприятии "GM-АвтоВАЗ", сумму сделки стороны не раскрывают. В результате тольяттинский автогигант станет полноправным владельцем этого завода, который в перспективе будет переименован.
Производительность предприятия составляет 98 тыс. автомобилей в год, при этом на нем сейчас выпускается единственная модель - внедорожник Chevrolet Niva.
В свое время GM планировал расширить мощности до 120 тыс. машин под запуск нового поколения "Шнивы". Однако в 2015 году, как известно, американский концерн демонстративно свернул деятельность в нашей стране, сохранив из всех производственных площадок лишь "GM-АвтоВАЗ". Стоит ли говорить, что о расширении предприятия, равно как и о запуске новой "Шеви Нивы", речь, разумеется, уже не шла.
"Полагаю, у GM стоял выбор между необходимостью масштабных инвестиций в модернизацию Chevrolet Niva и продажей своей доли в совместном предприятии АвтоВАЗу.
Как мы видим, американский концерн выбрал второй вариант, что полностью укладывается в концепцию развития его бизнеса в России. Действительно, было бы странно, если бы он начал вкладывать средства в обновление бюджетного внедорожника. Ведь сейчас GM на российском рынке полностью сосредоточился на премиальных моделях, таких как Chevrolet Tahoe, Camaro, Traverse, а также линейке автомобилей Cadillac", - комментирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Для АвтоВАЗа же полноправное владение предприятием "GM-АвтоВАЗ" означает не только расширение мощностей, ведь сегодня и его собственные конвейеры загружены менее, чем наполовину.
Немаловажную роль для лидера российского автопрома, пожалуй, играет возвращение легендарного бренда "Нива", который АвтоВАЗ в трудные для себя времена был вынужден продать "Джи Эму". Впрочем, ценность этого бренда с тех пор отчасти уже утрачена, учитывая, что популярный за рубежом вазовский внедорожник перестал быть "Нивой" почти 20 лет назад, а Chevrolet Niva продавалась только в России и странах СНГ.
"Сам по себе бренд "Нива", думается, во многом себя уже изжил, поскольку современный потребитель требователен, хотя и неплатежеспособен. Вполне возможно, что АвтоВАЗ хочет сделать ставку на недорогой и известный внедорожник, предложив рынку под брендом "Нива" что-то совсем свежее и в то же время узнаваемое и привычное", - рассуждает старший аналитик "Информационно-аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова.
В свою очередь, аналитик ГК "Финам" Анатолий Вакуленко отмечает, что предприятие "GM-АвтоВАЗ" создано относительно недавно, оснащено современным оборудованием и, перенеся туда часть своего производства, АвтоВАЗ сможет повысить свою конкурентоспособность. Что касается бренда "Нива", то его возвращение АвтоВАЗу, по мнению эксперта, укрепит интеллектуальную собственность компании и привлечет внимание потребителей к другой продукции автогиганта, особенно на экспортных рынках.
Между тем, пока "GM-АвтоВАЗ" продолжит выпуск и продажу внедорожников Niva под брендом Chevrolet, но в дальнейшем золотую бабочку на решетке радиатора сменит ладья.
При этом Lada Niva будет представлена на рыке параллельно с вазовской Lada 4x4, что, как считают на АвтоВАЗе, должно укрепить позиции российской марки в перспективном сегменте SUV. В то же время дальнейшая судьба второго поколения внедорожника Niva, которое готовил к производству "GM-АвтоВАЗ", до сих пор так и не ясна. Новая же генерация вазовского внедорожника, который, скорее всего, и получит название "Нива", должна появиться не ранее 2022 года.
По мнению Дмитрия Лукашова, в своем нынешнем виде Chevrolet Niva, а тем более Lada 4х4 не являются конкурентами для внедорожников альянса Renault-Nissan, владеющего АвтоВАЗом, по причине своей гораздо более низкой стоимости.
Соответственно, перспективы разработки и выпуска Chevrolet Niva второго поколения и Lada 4x4 NG, которые, скорее всего, подорожают, могут зависеть от договоренностей между основными акционерами АвтоВАЗа и маркетинговой целесообразности. В любом случае, с приобретением бренда "Нива" Renault-Nissan в лице АвтоВАЗа получает определенный простор для оптимизации своего общего модельного ряда внедорожников, включая популярные Renault Duster, Nissan Qashqai и другие.