Гламурных гостей Берлин встречает унылым дождем, серым небом и печальной новостью: закрылась одна из главных фестивальных площадок - шикарный мультиплекс близ Потсдамерплатц, где компактно размещались насколько десятков кинозалов. Фестиваль теперь растекся по городу, и многие программы придется вылавливать в разных его районах, включая легендарную Александерплатц - героиню одного из конкурсных фильмов. Закрылся и размещавшийся неподалеку кинотеатр IMAX: традиция смотреть фильмы в больших залах на глазах отмирает, кино все больше приспосабливается к тому, что его смотрят между делом на смартфонах. Вот уже и наш главный экспериментатор Тимур Бекмамбетов объявил, что запускает первый в истории большой фильм вертикального формата. То есть того формата, к которому привыкли владельцы сотовых телефонов, когда им лень развернуть для фотосъемки аппарат горизонтально.
Берлинале в ожидании новых подходов, которые должны реанимировать угасавший в последние годы фестиваль. Новая команда во главе с тандемом директоров-новобранцев провозгласила амбициозные планы, в которые тут же вмешалась глобальная беда. Из-за угрозы коронавируса отменили свою поездку в Берлин почти все крупные китайские кинокомпании, на Кинорынке не состоится открытие необычно гигантского стенда китайских кинопроизводителей и дистрибьюторов. Сильным ударом стала и разоблачительная статья в еженедельнике Die Zeit о нацистском прошлом одного из основателей Берлинале и его первого директора Альфреда Бауэра. Как мы уже сообщали, фестиваль срочно переименовал приз его имени в Серебряного медведя, но на всякий случай инициировал более серьезное исследование фактов - историческую экспертизу с участием ученых Института современной истории и Немецкой синематеки. Результаты экспертизы должны появиться летом.
Афиша юбилейного фестиваля, сам отбор фильмов в программу недвусмысленно сигнализирует о том, что из всех художественных критериев для Берлинале важнейшим остается политика. Мариэтта Риссенбек, представляющая в директорском тандеме слабый пол, провозгласила возвращение к корневым традициям фестиваля, возникшего на гребне "холодной войны" и на границе двух миров в городе, разделенном непроходимой стеной. В программе много картин, посвященных социальным проблемам, фильмов опальных режиссеров - как, например, "Нет здесь зла" иранца Мохаммада Расулофа, отбывающего срок за "антиправительственную пропаганду". Ожидается приезд Хиллари Клинтон по случаю премьеры документального телесериала о супруге экс-президента и экс-претенденте на президентский пост.
Одной из последних акций ныне отставного директора Берлинале Дитера Косслика стало подписание обязательства соблюдать паритет полов в отборе конкурсных фильмов и к 2020 году достичь полного равновесия - 50х50. Обязательство невыполнимое хотя бы потому, что успех или провал творческих замыслов зависят не от пола, а только от таланта, и, если фестиваль заинтересован в хороших фильмах, любой компромисс и снисхождение - ущерб для качества. Объявленная программа это подтвердила: в конкурсе только шесть "женских" фильмов - на одно название меньше, чем в прошлом году. Впрочем, представитель сильного пола в директорском тандеме Карло Шатриат сказал, что это хороший результат на пути фестиваля к заветному гендерному паритету. Всего за эти дни гости фестиваля посмотрят 340 картин.
В числе первых - драма "Город уснул" москвички Марии Игнатенко - берлинская премьера состоится в пятницу.
О российском фестивальном фильме корреспонденту "РГ" рассказала его продюсер Катерина Михайлова:
Катерина Михайлова: Мария - выпускница Школы нового кино, мастерской Дмитрия Мамулии, соавтор сценария его фильма "Преступный человек". Работала режиссером монтажа, кино знает изнутри. "Город уснул" - ее дебют в полном метре. В главной роли тоже дебютант Вадим Королев, солист группы "Окуджав" (OQJAV).
О чем фильм?
Катерина Михайлова: История необычная. Импульсом к ее созданию стала реальная ситуация, случившаяся в казахской деревне, где все вдруг заснули. Репортаж о таком почти мистическом событии и подтолкнул Машу к написанию сценария. Для меня это кино о внутренних исканиях, о поисках пути к самому себе. Интересно, что эксперты, видевшие фильм, по-разному его интерпретируют. Все отмечают, какое оригинальное авторское кино получилось, но каждый видит в нем что-то свое.
В этой истории есть элементы детектива. Молодой герой ищет преступника, убившего его жену. А дальше все определяют режиссерский взгляд, фантазия и талант. Мы с Константином Фамом как продюсеры предоставили дебютантке полную творческую свободу. Маше нужны были для фильма снега, холод, такое "белое безмолвие" - как отражение внутреннего состояние героя. Поэтому снимали в Мурманске и в Питере.
Не слишком ли далеко и дорого для дебюта?
Катерина Михайлова: Не хотелось делать попроще, как это бывает с фильмами начинающих: съемки в одном интерьере и никаких экспедиций. Хотелось соответствовать замыслу, который нас увлек. Хотя все это непросто. Спасибо минкультуры и фонду "Кинопрайм" - помогли на завершающем этапе.
Подготовила Ольга Галицкая