Само название фестиваля, напоминающее о Транссибирской магистрали, отражает идею соединения культур Востока и Запада, объединения единым творческим маршрутом множества российских городов: концерты фестиваля пройдут в Новосибирске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, в городах Новосибирской области и Красноярского края, осенью - в Самаре, Тюмени и Тобольске.
Зарубежная часть маршрута пройдет во Франции и Японии. Музыкальная афиша фестиваля - это солисты и дирижеры мирового уровня, образовательные проекты и мастер-классы для детей, мировые премьеры: в этом году это сочинение "Тобольские царевны" новосибирского композитора Елены Демидовой и созданное по заказу Фестиваля сочинение легендарного композитора Арво Пярта "La Sindone" (Плащани́ца) для скрипки с оркестром. На кануне открытия фестиваля "РГ" поговорила в художественным руководителем Транссибирского Арт-Фестиваля Вадимом Репиным.
Ситуация с коронавирусом становится все серьезнее в мире: отменяются крупные международные форумы, ярмарки и фестивали уже и в странах Европы. Как Вы видите перспективу проведения Фестиваля в такой ситуации?
Вадим Репин: Ситуация очень сложная. Фестиваль готов, но, возможно, придется импровизировать: я очень надеюсь на поддержку моих коллег, особенно тех, кто в России, что в случае замен, они нас выручат, и что все будет хорошо. Мы уже совместно приняли решения, что концерты музыкантов, которые живут в зоне риска, мы перенесем на следующий год и постараемся изменить программу и состав участников, чтобы все концерты состоялись -это наш долг перед публикой.
К сожалению, из-за этой заразы, мы вынуждены принимать такие меры. В частности, не приедет виолончелист Марио Брунелло, потому что он живет в Милане, и пианист Андреа Луккезини из Флоренции. Если все будет хорошо, эти два музыканта приедут в Новосибирск на следующий год. Также среди музыкантов-гостей Фестиваля музыканты из Германии, но мне кажется, что там все нормально. Я думаю, каждый человек, если бы ехал на какой-то фестиваль и почувствовал, что не здоров, сам бы не поехал. Поэтому дискриминировать кого-то мы тоже не имеем права, но, тем не менее, подходить с холодной головой к этой ситуации мы должны. Руки моем!
Уже есть распоряжение на уровне города Москвы о самоизоляции после заграничных проездок в страны риска. Как это может отразиться на гастрольных графиках артистов?
Вадим Репин: Я сам как два дня уже в Москве. Понимаете, мы не можем все учесть, потому что не знаем, что будет через 24 часа. Я, со своей стороны, как лицо фестиваля, конечно, отдаю себе отчет, что если почувствую малейшие симптомы, сам же себя в первую очередь изолирую от семьи, друзей, близких и всех. Но я планирую, безусловно, быть в Новосибирске и дальше действовать по обстановке. Что касается перспектив Фестиваля, теоретически есть разные пути развития: переносить вообще все или переносить частично. Пока вопрос не стоит ребром. Будем надеяться на лучшее!
Транссибирский Арт-Фестиваль пройдет уже в 7ой раз. Какие новые вехи сформировались за это время, и что нового Вы приготовили для зрителей в этом году?
Вадим Репин: Фестиваль - это, прежде всего, радость общения, обмен впечатлениями и эмоциями - то, что связывает нас друг с другом. Поэтому каждый фестиваль уникален, начиная с того, какие артисты примут в нем участие: личности - это самое главное! И, конечно, программы. В этом году, например, будет оперетта "Летучая мышь". К нам приедет Казуки Ямада, один из самых занятых на сегодняшний день дирижеров, которого я все сердцем люблю с первой нашей репетиции много лет назад. Прошло 4 года, прежде чем звезды сошлись, и он смог приехать в Россию на наш Фестиваль. Я также рад, что дирижер Саша Гетцель, с которым меня связывает большой музыкальный путь, изъявил желание и нашел время приехать на открытие. И, конечно, Светлана Захарова. Что тут сказать! Во-первых, мы проведем еще три дня вместе в этом году, в одном городе, и на Фестивале снова будет наша совместная программа "Па-де-де", которая за шесть лет, конечно, сильно изменилось.
Также, в программе фестиваля есть юбилейные концерты. Во-первых, это дата, мимо которой пройти невозможно: на концерте, посвященном 75-летию Победы, прозвучит Седьмая симфония Шостаковича ("Ленинградская"), и, я надеюсь, Тройной концерт Бетховена, 250-летие со дня рождения которого также отмечается в этом году. Отдельный концерт будет посвящен 50-летию Новосибирской специальной музыкальной школы, где я провел десять лет своей жизни. В юбилейном вечере выступят коллективы школы, лучшие ученики, я сам тоже буду принимать участие в этом концерте. Это будет праздник, посвященный ребятам.
Также для меня большая радость и счастье, что такая личность как Арво Пярт, самый исполняемый я композитор на планете из живущих, написал специально для нашего Фестиваля произведение для скрипки и оркестра. Это большая честь.
Расскажите о сотрудничестве Арво Пярта с Транссибирским Арт-Фестивалем?
Вадим Репин: Я недавно был в Таллине, где исполнял произведение С.Губайдуллиной (сейчас также и юбилейный год Софии Губайдуллиной) "Диалог: Я и Ты", написанное в 2018 году для нашего Фестиваля. И Арво Пярт пригласил меня к себе в гости - у него под Таллином превосходный музыкальный центр, где мы провели замечательный день: он показал мне свой архив, концертный зал, - все это практически посреди леса, очень красивое и романтическое место. В этом общении между нами появилась артистическая связь, и когда я рассказал ему про наш Фестиваль, у него возникло желание, которому я всячески аплодирую и нахожусь в состоянии радостного аффекта - написать произведение для Фестиваля! На днях я уже получил ноты.
Вы упомянули новую версию Вашей совместной программы с примой-балериной Большого театра, Вашей супругой Светланой Захаровой "Па-де-де на пальцах и для пальцев". Видевший хотя бы раз этот проект знает, что это настоящая жемчужина. В чем новаторство версии 2.0.?
Вадим Репин: Новосибирске мы покажем ту версию "Па-де-де", которая была в Москве в конце декабря. В этой программе, выстроенной на едином крещендо, много новых танцевальных номеров, аранжировок для камерного оркестра, а произведения, которые играю я, очень яркие, поддерживающие дух и энергетику танца. Каждый выход на сцену со Светланой - будто в первый раз: это особое волнение и вдохновение. С одной стороны, это звук, с другой - движение, и никогда не знаешь, чего ожидать. Открывающая программу тема из балета "Раймонда" - один из самых сильных моментов за весь концерт. Но главная идейная линия - это любовь. Вообще вся музыка и искусство - про любовь. О чем еще разговаривать?
20 марта. Новосибирск ГКЗ имени А. М. Каца. Открытие Фестиваля. В программе "Снова в путь!": Л. Бетховен, Штраус. Вадим Репин (скрипка), Мельба Рамос (сопрано), Александра Флуд (колоратурное сопрано), Мартина Микелич (контральто), Йорг Шнайдер (тенор), Давид Дамиани (баритон), Новосибирский академический симфонический оркестр (Худрук и главный дирижер - Томас Зандерлинг).
21 марта. Новосибирск ГКЗ имени А. М. Каца. Па-де-де на пальцах и для пальцев. К 75-летию Новосибирского театра оперы и балета - НОВАТа. Светлана Захарова (прима балерина), Вадим Репин (скрипка), Александр Волчков (премьер), Вячеслав Лопатин (премьер), Денис Савин (ведущий солист), Якопо Тисси (ведущий солист), Филармонический камерный оркестр (Худрук и главный дирижер - Алим Шахмаметьев).
28 марта. Новосибирск, ГКЗ имени А. М. Каца. Концерт-посвящение 75-летию Великой Победы. В программе: Л. Бетховен, Д. Шостакович.
Винсент де Корт (дирижер), Клара-Джуми Кан (скрипка), Новосибирский академический симфонический оркестр.
31 марта - 19:00, Новосибирск, ГКЗ имени А. М. Каца. Транссибирские премьеры. "Ангелу-хранителю". Андрес Мустонен (дирижер), Вадим Репин (скрипка), Новосибирский академический симфонический оркестр. В программе: Арво Пярт, Й. Брамс.
8 апреля. Новосибирск, ГКЗ имени А. М. Каца. "До новых встреч!". Казуки Ямада (дирижер), Вадим Репин (скрипка), Новосибирский академический симфонический оркестр.
17 апреля. Москва, Большой зал Консерватории. В программе: А. Глазунов, Н. Римский-Корсаков. Казуки Ямада (дирижер), Вадим Репин (скрипка). Академический симфонический оркестр Московской филармонии (худрук и главный дирижер Юрий Симонов).