20idei_media20
    21.03.2020 06:00

    Гендир автоклуба ФСО: "Аурус" будет лучшим автомобилем в своем классе

    На ВДНХ создают музей ГОНа, на "Аурус" разрабатывают курсы экстремального вождения, инструкторы ФСО обучают автолюбителей езде по программе "Зима без снега"

    На ВДНХ создают музей ГОНа, на "Аурус" разрабатывают курсы экстремального вождения, инструкторы ФСО обучают автолюбителей езде по программе "Зима без снега". Об этом "РГ" рассказал гендиректор автомотоклуба ФСО Павел Медведков
    15 лет назад в системе Федеральной службы охраны был создан Автомобильно-мотоциклетный клуб - АМК ФСО России. Среди его учредителей, кроме ФСО, были известные в мире спорта авто- и мотоклубы "Аспас", "Альпин" и "Клуб 4x4". Вполне предсказуемо, что новый клуб заявил о себе в спортивных гонках. Так, например, на прошедших недавно мотогонках на приз имени Валерия Чкалова в подмосковной деревне Бородино команда Автомотоклуба ФСО победила в командном зачете, забрав главный приз.

    С выяснения "военных секретов" я и начал разговор с гендиректором клуба Павлом Медведковым.

    Асфальт на зуб

    Павел Владимирович, зачем было создавать клуб - наверное, те, кто в нем тренируется, и так постоянно за рулем.

    Павел Медведков: Основной задачей клуба было развитие физкультуры и спорта среди сотрудников органов государственной охраны и членов их семей, а также создание условий для начала строительства автодрома ФСО России.

    Еще в советское время во времена легендарной "девятки" - 9-го управления КГБ СССР - возникла идея о необходимости более качественной подготовки водителей первых лиц. Их обучали тогда в основном на Ходынском поле и тушинском аэродроме. Но там не было подходящих условий: часть трассы - асфальт, часть - аэродромные плиты. В те времена по ряду причин задумка построить специализированный автодром не получила развития. Эту часть Москвы лет 12-14 назад начали застраивать жилыми и офисными комплексами. От Ходынского поля пришлось отказаться. Фактически ФСО теряло возможность обучения водителей и проведения соревнований. Именно тогда встал вопрос о том, что можно создать современный автодром в Подмосковье. Было выбрано Горьковское шоссе: территория в 30 км от Москвы.

    15 лет назад, после создания нашего клуба, у проекта появился реальный шанс на воплощение. Мы автономная некоммерческая организация, поэтому смогли выйти на лучших специалистов в мире без всяких конкурсов. Обратились к создателям автодромов для контраварийной подготовки водителей, расположенных в районе немецких гоночных трасс Хоккенхаймринг и Нюрбургринг.

    Это ведь гоночные трассы "Формулы-1"?

    Павел Медведков: Да, но не только. В Германии рядом с городом Хоккенхаймом расположена трасса Хоккенхаймринг - она используется для проведения Гран-при чемпионата "Формулы-1". Нюрбургринг - гоночная трасса рядом с поселком Нюрбург, где проводят соревнования по разным кольцевым гонкам. Они лучшие из лучших. Создавал или перестраивал их (Нюрбургринг - достаточно старая трасса) знаменитый немецкий автогонщик и архитектор Герман Тильке. За последние два десятилетия он спроектировал и построил несколько великолепных трасс "Формулы-1" в ряде стран мира. Мы ездили в Германию, потом пригласили Тильке в Москву. Он нам сделал мастер-план автодрома. И как итог: в подмосковной Купавне сегодня имеем лучший в России тренировочный автодром. А несколько раз в году он становится еще и демонстрационной площадкой для показа лучших достижений в технике вождения сотрудников ФСО России.

    Проводите на нем общероссийские спортивные соревнования?

    Павел Медведков: Нет, это тренировочный комплекс для подготовки и переподготовки специалистов и для их показательных выступлений. Здесь соревнуются только высокопрофессиональные водители ГОНа и других специализированных транспортных структур.

    А владельцы других автодромов с вашим утверждением согласятся? Я имею в виду - то, что в Купавне самый лучший? Тот же Герман Тильке строил в Казани Ринг Каньон, в Москве - Moscow Raceway...

    Павел Медведков: А еще трассы в Смоленске, в Грозном, в Питере. Но это трассы для проведения соревнований, а автодром ФСО - это площадка размером 600х110 метров асфальтового покрытия для проведения занятий по контраварийной подготовке водителей, он был первым проектом. Построили за два года. И построили очень хорошо. Как-то к нам приехали проводить занятия представители компании "Мерседес-Бенц". Провели по асфальту рукой и были в изумлении: ого, русские научились делать трассы.

    Проект немецкий, но материалы и строители - отечественные?

    Павел Медведков: Так точно. Но опыта строительства подобных сооружений у нас не было. И с асфальтом не с первой попытки получилось. Но - получилось. От Тильке приезжал специалист, мужчина в возрасте, он наш асфальт на зуб пробовал.

    Это фигура речи?

    Павел Медведков: Своими глазами видел. Дело в том, что компоненты асфальта и технологии укладки для наших были непривычными, многое пришлось осваивать. Клали асфальт в три слоя 24 часа в сутки. Без швов. Результат: автодром открыли осенью 2008 года, то есть ему уже больше 11 лет, а асфальт до сих пор менять не надо. Хотя там не только легковые авто, но и грузовики, автобусы.

    И по оснащенности специализированным оборудованием аналогов на территории России до сих пор не имеет. Можем смоделировать более 40 дорожно-транспортных ситуаций, соответствующих различным погодным условиям.

    В этом году в московском регионе бесснежная зима. Мы сделали новую программу по контраварийной подготовке "Зима без снега", изменили некоторые упражнения. Учим водителей ездить в актуальных климатических условиях. И вообще у нас прекрасное оснащение. Например, во время обучения экстремальному вождению как обозначают перебегающих дорогу пешеходов? Правильно: повсеместно - конусом. Но конус, он же неподвижный. Он не может появиться у вас на пути внезапно. В то время как реальный человек очень даже может. Поэтому мы обозначаем пешеходов фонтанами воды. И фонтаны для водителя появляются внезапно из асфальтового покрытия. Я их называю "переходящая дорогу бабушка".

    Представьте: вы попадаете на плиту динамического заноса, которая придает боковое ускорение задней оси. Причем эта платформа может спровоцировать занос как вправо, так и влево. А потом - на скользкое покрытие с малым коэффициентом сцепления. И сразу же нужно объехать "бабушку"...

    Есть у нас еще 60-метровая ванна для отработки действий в условиях аквапланирования... Да много чего. Поверьте, второго такого автодрома с подобным работающим оборудованием и такого размера в стране нет.

    На автодроме в Купавне: фонтанами ("переходящая дорогу бабушка") обозначают пешеходов, которые могут появиться перед машиной весьма внезапно. Фото: РИА Новости

    Не гони

    Много водителей готовите?

    Павел Медведков: За год, не считая сотрудников ФСО, курсы проходят порядка 800 человек. 40% из них - разные министерства и ведомства. Например, лет пять назад мы выиграли торги по подготовке водителей таможенной службы. Порядка 70 человек подготовили. Результат: у них на 30% сократилась аварийность.

    Вы сказали: 40% - министерства и ведомства. А кто остальные 60%?

    Павел Медведков: Это просто люди, которые решили обучиться у нас безопасному вождению, повысить культуру поведения на дорогах. Кстати, в последних наборах 30-40% группы - женщины. Мы не говорим обучаемым: не надо превышать установленную скорость. После упражнений они сами приходят к такому выводу. Многие начинают понимать: на скорости 80-90 км/ч на хорошей машине можно справиться со сложной ситуацией. И даже на 100 км/ч - за счет навыков водителя. Но на скоростях 120 км/ч и более вы ничего не сможете сделать. Так что не надо гонять: не справитесь.

    Как-то один мотоциклист проходил курсы контраварийной подготовки. Неправильно выполнил упражнение, завалил мотоцикл набок, упал. Поднимается и... благодарит инструкторов. И объясняет: если бы это произошло на дороге, то вряд ли бы выжил. А теперь все сам понял.

    А на "Аурус" будет курс контраварийной езды? Кстати, вы сами на нем уже ездили?

    Павел Медведков: Немного ездил за рулем. Машина потрясающая. По плавности хода, по салону, по комфорту, по торможению, по разгону.

    С чем можно сравнить?

    Павел Медведков: По плавности хода, пожалуй, с легендарным правительственным ЗИЛом. При этом "Аурус" очень динамичная машина. Элегантная. Из каких-то ситуаций выходит практически сама. Корреспондент RT в Германии летом прошлого года приехал на наш полигон: на "Мерседесе W222" пытался справиться с плитой динамического заноса. Выезжает на плиту - его уносит. Второй, третий раз - все равно уходит в занос. Водитель не может поймать момент, машина "не подыгрывает". Хотя "Мерседес" отличный, как-никак S-класс. В конце занятия мы выкатываем "Аурус". Немец попросил разрешения сесть за руль. Разрешили. И все получилось с первого раза, машина "поймала" момент. Я думаю, "Аурус" будет лучшим автомобилем в своем классе. Что касается курсов контраварийной подготовки, то, конечно, они будут. На эту машину огромное количество заказов. Когда они появятся в продаже, возникнет необходимость - предложим курс. Так всегда бывает. Когда-то был большой интерес к подготовке водителей на "Волгах", вплоть до ГАЗ-31. Потом - к "Фордам", и так далее. Сейчас интереса к заднеприводным авто очень мало, в основном к переднеприводным и полноприводным. Хотя мы всегда говорили: научитесь водить "Волгу" - научитесь водить все.

    Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

    Летать как Чкалов

    О спорте. Вы в восьмой раз провели Чкаловский мотокросс. Участвовали 260 мотокроссменов из 11 регионов, а это много или мало?

    Павел Медведков: Много. К этому кроссу очень большой интерес, в разные годы было от 184 до 312 участников. Где в Европе вы такое видели? Считается, что 60 на старте - это очень много. Иной раз смотришь репортаж: скажем, в одной из европейских стран проводят этап международных соревнований. И с гордостью объявляют: на старте 48 мотоциклистов! Или в США - полсотни байков... А на Чкаловском мотокроссе в одном классе у нас на старте 102-105 мотоциклистов. И так - последние шесть лет.

    Наши команды не только в мотокроссах участвуют. Выступали в гонках "Париж - Дакар", ралли Монте-Карло, в российской "Формуле", на раллийных и картинговых соревнованиях, в кольцевых гонках на ипподроме.

    Все ваши спортсмены - люди, скажем так, далеко не штатские, я угадал?

    Павел Медведков: Да, в основном сотрудники ФСО, а также члены их семей. Инструкторы - действующие сотрудники ФСО, но они не штатные сотрудники клуба, а на договоре. В клубе работают и ветераны ФСО. Ну а зачем профессионалами-то разбрасываться? Например, наш ведущий инструктор Владислав Белов в свое время создавал теорию контраварийной подготовки еще для 9-го управления КГБ СССР! Две наши команды на Чкаловском мотокроссе - спортсмены из Почетного мотоциклетного эскорта, но еще две команды - сборные, в которых выступают в том числе и спортсмены, не служившие в ФСО.

    А юношеская команда?

    Павел Медведков: В основном дети сотрудников ряда структур Федеральной службы охраны. В детской секции картинга в прошлом году на занятия пришли 72 человека: так называемые юнармейские классы ФСО.

    Их отцы в клуб за руку приводят?

    Павел Медведков: Почему бы и нет? Меня отец в детстве брал за руку и приводил к себе на кафедру "Автомобиль" Академии бронетанковых войск. Мне было 6 лет. Сначала - теория, затем практика: учился регулировать клапана на "Волге", менять колеса... Я думаю, родители наших детей поступают точно так же. В картинговую секцию принимаем с 7 лет.

    Мотоциклисты Почетного эскорта ФСО - они костяк команды мотогонок на приз имени Валерия Чкалова. Фото: Атомобильно-мотоциклетный клуб - АМК ФСО

    Дети за отцов

    В Гараже особого назначения и в мотоциклетном эскорте есть династии?

    Павел Медведков: Есть. Но я бы не сказал, что много. И фамилии назвать не могу: специфика службы.

    Но лично вы рассекречены? Почему вы в детстве бывали в Академии бронетанковых войск? И почему у вас в кабинете фото Героя Советского Союза Павла Ротмистрова?

    Павел Медведков: С главным маршалом бронетанковых войск Павлом Алексеевичем Ротмистровым запечатлен мой дедушка: Стрельбицкий Иван Семенович, генерал-лейтенант артиллерии. Дед - участник трех войн: Гражданской, Великой Отечественной, а также принимал участие в войне 1950-1953 годов на территории Северной Кореи в качестве старшего военного советника. У деда была шашка, которую ему подарил Бела Кун, создатель Венгерской Советской Республики, просуществовавшей 133 дня. Они служили в 1920-х годах, были друзьями. Шашка сейчас хранится в одном из музеев Будапешта.

    Так сложилось, что дед служил в противотанковой артиллерии. А отец - танкист. В 1944 году отец окончил Академию бронетанковых войск и уехал на фронт. Командовал танкоремонтной ротой, которая имела иностранную технику: GMC Canada. Ее СССР получал по ленд-лизу. Техническая документация была на английском. Но отец хорошо знал английский (а также немецкий и французский), поскольку моя бабушка, а его мама, заведовала кафедрой иностранных языков Академии бронетанковых войск. Быстро обучился, продвинулся... Собственно, я не планировал продолжать военную династию. Хотел поступить в МВТУ им. Баумана, закончил подготовительные курсы. Но отец сказал свое твердое: "Нет! Поступать будешь только в военное училище, как все предки". В результате окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, затем Академию им. Фрунзе, академию государственной службы при президенте РФ. Служил на командирских должностях в Забайкальском военном округе, потом на Севере, в Печенге. Позже - в МЧС, и вот 15 лет имею отношение к ФСО России.

    Ну раз почти все секреты о себе раскрыты, то раскройте главную военную тайну: где хранятся автораритеты - исторические автомобили первых лиц?

    Павел Медведков: Мы в прошлом году учредили музейно-выставочный технический центр. На ВДНХ сейчас создаем постоянно действующую выставку Гаража особого назначения. Ориентир - наши корпуса рядом с павильоном "Космос". Вот там вы скоро и увидите и исторические, и реальные действующие авто- и мотоэкспонаты. Там же будет интерактивная экспозиция. Будут авто и из императорского гаража Николая II, и нынешних первых лиц. Возможно, там будут выставляться некоторые экспонаты из специальных музеев ФСО России.

    Как скоро?

    Павел Медведков: В январе 2021 года будем отмечать 100-летие Гаража особого назначения. Торжества по этому случаю хотим провести в том числе и там.

    "ЗиС-110" из ГОНа - машина вождей. Его и др. раритеты увидим в музее на ВДНХ. Фото: РИА Новости