Так, журнал "Театр" запустил проект "Лучшие российские спектакли: смотрим вместе" - это серия разовых онлайн-показов самых громких постановок последних лет (после окончания спектакля записи будут удалены). Первым в рамках проекта в открытом доступе можно будет увидеть первую серию спектакля БДТ "Три толстяка" (постановка Андрея Могучего).
Премьеры в прямом эфире показали в минувшие выходные два крупных театра Петербурга: в Александринском состоялся показ спектакля Теодора Терзопулоса "Маузер", а театр-фестиваль "Балтийский дом" представил премьеру Романа Кагановича по повести Рубена Гальего "Я сижу на берегу". Причем трансляция спектакля была доступна одновременно и на сайте театра, и в соцсетях.
- Интернет часто обвиняли в том, что он отвлекает нас от реального общения друг с другом, что из-за него мы стали меньше ходить в музеи и театры... Но вот пришло время сказать Всемирной паутине спасибо, - говорит директор "Балтийского дома" Сергей Шуб. - Именно благодаря Сети наш театр получил возможность не расставаться со зрителями.
Санкт-Петербургская общественная организация социально значимых проектов "Альтернатива" помогла справиться с ситуацией тем театрам, которые не располагают такими техническими возможностями. Она устроила трансляцию культурных событий на одном из популярных городских интернет-ресурсов. Примечательно, что сейчас лучшие концерты и спектакли этих театров смогут увидеть не только петербуржцы, но и жители других городов и стран.
Эксперты отмечают: хотя живое впечатление от спектакля или живописного произведения несравнимо с экранным, перенос в виртуальное пространство имеет свои плюсы. Первый из них - расширение аудитории. На волне тотального закрытия зрелищных учреждений интерес к виртуальным экскурсиям заметно возрос. Так, по оценкам специалистов Эрмитажа, первая виртуальная экскурсия по филиалу "Старая Деревня" за пару дней набрала более 300 тысяч просмотров.
С другой стороны, новые требования активизировали работу сотрудников культурных учреждений, направленную на овладение новыми форматами работы.
Особый режим устанавливают для своих зрителей музеи. Если Эрмитаж, Русский музей, музеи-заповедники "Петергоф" и "Гатчина" целиком переходят в виртуальное пространство, то в парки "Царского Села", "Павловска", в Михайловский сад и в Летний сад вход посетителям разрешен.
Использовать "особую ситуацию" как трамплин для новых возможностей - с таким настроением осваивают режим онлайн многие зрелищные учреждения. Эрмитаж выложил в открытую трансляцию запись видео "Эрмитаж. Понедельник", она показывает, чем заняты сотрудники в день "закрытых дверей": из своих мастерских выходят реставраторы и работают прямо в залах, на экспозициях осуществляются уборка и текущий ремонт, у шедевров мастеров трудятся художники-копиисты... Для тех, кто хочет продолжить вдумчиво и неторопливо гулять по полупустым залам, музей предлагает посмотреть недавно вышедший фильм "Эрмитаж. Снято на iPhone". Кинопутешествие длиной 5 часов 20 минут позволяет рассмотреть в подробностях 45 залов и почти 600 произведений искусства.
В своем обращении к сотрудникам музея директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что музейщикам предстоит превратить проблемы в возможности.
- Жесткая необходимость требует серьезно использовать все новейшие средства связи - от электронных совещаний до экскурсий online, - отметил он. - У нас есть возможность и попридержать бег времени, и составить полные "дефектные ведомости" нашей инженерной, хранительской и научной работы.