Тест Nokian: почему важно выбирать шины по сезону

Минувшая зима запомнится как едва ли не самая теплая и бесснежная за всю историю наблюдений в европейской части России. После такого невольно задумаешься, а стоило ли вообще осенью "переобуваться", чтобы потом месяцами стирать шипы об асфальт и страдать от лишнего шума в салоне? Корреспондент "РГ", побывав на знаменитом тестовом полигоне компании Nokian Tyres в Лапландии и опробовав в зимних условиях разные типа покрышек, быстро осознал, почему не стоить пытаться играть в игры с погодой.
Анатолий Караваев

Свой бескрайний, затерянный в северных лесах тестовый полигон компания Nokian Tyres назвала White Hell. Каких-нибудь испанцев или немцев этот снежный "ад" может быть действительно напугал бы, но только не журналистов из России - уж чем-чем, а лесами и снегом нас не удивить. Более того, после противной "европейской" московской зимы огромные сугробы белоснежного снежка и бодрящие -15 на термометре воспринимались исключительно как чудо, а само место если и ассоциировалось с чем-то загробным, то разве что со снежным раем.

Здесь созданы идеальные условия для самого разнообразного и всестороннего тестирования зимней резины всех типов и модификаций. Что, по большому счёту, и не очень удивительно, ведь именно финская компания в 30-х годах прошлого столетия стала родоначальником зимней резины как таковой.

Гостеприимные финны охотно показали свой "ад" со множеством его "филиалов" - десятками километров самых разных дорог и испытательных площадок, где тестовые пилоты в зимний сезон вот уже почти 35 лет целыми днями изучают свойства и характеристики шин Nokian во всех мыслимых дорожных условиях, которые тогда могут возникнуть зимой.

Фото: Анатолий Караваев

Здесь, например, есть крытый ангар шириной 20 и длиной около 700 метров, залитый натуральным идеально ровным льдом, на котором проводятся замеры тормозного пути на разных скоростях и разных типов шин. Благодаря ему сезон испытаний в White Hell удаётся продлить - весной когда окружающая температура в течение суток заметно меняется, что напрямую влияет и на результаты тестов, а в защищённом от солнца уникальном тоннеле температура куда более стабильна, а значит и результаты замеров более точные.

Именно здесь, в Ивало, скептики могут наглядно убедиться, что в зимних условиях летняя покрышка с очень большим отрывом проигрывает даже стандартной "липучке".

Так, согласно испытаниям, на ледяной дороге при скорости лишь в 40 км/ч для полной остановки двухтонному электрокару Tesla S85 на летней резине понадобится 105 метров. При зимней нешипованной резине, предназначенной для центральной Европы, тормозной путь составит 65 метров, для фрикционных шин скандинавского типа тормозной путь будет уже 45 метров. Естественно, лучше других тормозят зимние шипованные шины, с помощью которых Tesla полностью остановится уже через 35 метров.

Фото: Анатолий Караваев

Разница впечатляет, ведь такой большой разрыв между типами шин существует уже на скорости в 40 км/ч, а что будет, если разогнаться сильнее?

В ходе небольшой презентации выяснился малоизвестный, но очень интересный факт, оказывается, что Nokian является крупнейшей компанией-экспортером в России! Речь, конечно, не об "абсолютном зачёте" и природных ресурсах, а лишь о потребительских товарах, но и этот факт впечатляет. Ежегодно завод компании во Всеволожске выпускает около 17 млн шин, которые экспортируются в три десятка стран.

Но без практики, с помощью одних слайдов, как следует прочувствовать разницу между "зимой" и "летом", конечно, невозможно - даже самые наглядные цифры не заменят личных впечатлений.

Фото: Анатолий Караваев

На одной из площадок в нашем распоряжении три легковушки с разными покрышками - шипованная Hakkapeliitta 9, "липучка" Hakkapeliitta R3 и автомобиль на летних шинах. Трасса в несколько сот метров представляет собой простую "змейку" и небольшие прямые участки для торможения и разгона на чистом льду и укатанной заснеженной дорогой.

Оказалось, что на льду даже тронуться с места на летних шинах оказалось крайне трудной задачей. Обутый в них Volkswagen Golf не без труда огибал пластиковые стойки и не уходил в занос только потому, что разогнаться быстрее 20-25 км/ч в таких условиях оказалось просто невозможно.

Фото: Анатолий Караваев

На короткой прямой для разгона Golf развил уже 35 км/ч, но только когда пришла пора тормозить "в пол", мне стало окончательно ясно, что я вряд ли когда-либо рискну повторить подобный опыт. Казалось, автомобиль останавливался целую вечность. Медленно катясь по льду, машина практически никак не реагировала на педаль, остановившись, скорее, больше по инерции. Одна мысль о превращении в такой четырехколесный "овощ" где-нибудь на МКАД сразу повергла в ступор.

Менее скользкий участок трассы дался также тяжело - машина почти не слушалась, живя своей жизнью. Итог: ездить на "лете" в реальных условиях зимой категорически противопоказано.

Фрикционная шина R3 после этого показалась практически эталоном. Машина легко трогалась и маневрировала на "змейке", а на прямом участке, более-менее неплохо разогнавшись, смогла остановиться ощутимо легче и раньше. И всё же, если иметь дело не просто с привычной нам зимней "кашей" на дороге, а непосредственно со льдом, стопроцентной уверенности за рулем R3 не дает.

А вот шипованная Hakkapeliitta 9 оказалась ещё более надежной. Даже на голом льду обутый в них Golf вёл себя именно так, как хочешь ты сам, а не дорога. В итоге тормозной путь был самым коротким, что особенно было заметно на скоростях куда больше 40 км/ч. Тем не менее, лично для меня разница между "девяткой" и R3 оказалось хоть и заметной, но не настолько принципиальной - оба варианта показали себя отлично и выбирать какой из них лучше подойдёт конкретном вам, нужно, конечно, с учётом особенностей эксплуатации автомобиля и манеры вождения. Для спокойных поездок по городу, где голого льда просто не найти, R3 вполне хватит.

Фото: Анатолий Караваев

На кольцевом заснеженном треке в нашем распоряжении оказалось еще больше автомобилей, от "боевого" раллийного Seat до огромного Ford F-150. На этот раз, к счастью, обошлось уже без летней резины, но даже на шипах автомобили раз за разом улетали в сугроб.

Фото: Анатолий Караваев

А вот местные финские тест-пилоты чувствовали себя как рыба в воде, развивая внушительную скорость и ловко маневрируя они лишний раз доказывали, что залог успешной езды зимой это не только и не столько автомобиль или хорошая резина, а, прежде всего, определённые навыки, основанные на хотя бы минимальных знаниях о том, что можно делать в таких условиях за рулём, а что нельзя.

Но, конечно, Nokian это не только отличная зимняя резина. Летние покрышки финны тестируют на полигоне при штаб-квартире в одноименном городке, который и дал имя компании. Тем не менее, финский бренд уже в 2020 году собирается открыть новый крупный испытательный центр в Испании. Возможно, из-за бушующего коронавируса эти планы придется скорректировать, но нет сомнений, что рано или поздно стройка будет доведена до конца.

А планы у компании весьма амбициозные: помимо множества трасс и специального трека, где можно будет разогнаться до 300 км/ч, там построян также и образовательный центр, в котором учёные и эксперты компании вместе с местными студентами будут создавать более экологичные шины на основа растения гваюла, которое в ближайшем будущем, возможно, придёт на смену натуральному каучуку.