В России предложили объявить амнистию для лишенных прав водителей

Член Палаты молодых законодателей при Совете Федерации России Дмитрий Гулиев предлагает объявить в рамках мер по противодействию распространению коронавируса амнистию водителям, лишенных прав. Соответствующее обращение он направил в Госдуму. Подробности своей инициативы он рассказал в интервью "РГ".
Владимир Смирнов/ ТАСС

Лишение прав - очень серьезная мера и применяется за нарушения, представляющие высокую общественную опасность. Например, пьянство за рулем. Вы хотите выпустить лихачей на дороги?

Дмитрий Гулиев: Безусловно, этого делать нельзя. Лица, наказанные за нарушение, связанные с употреблением алкоголя, превышением скорости или какие-либо повторные нарушения, под амнистию попадать не будут.

Тогда кто же попадет?

Дмитрий Гулиев: Например, те, кто был лишен прав за оставление места ДТП. Или наказан за выезд на встречную полосу движения. Разумеется, это тоже достаточно серьезные нарушения, но в сложившихся экстраординарных обстоятельствах можно ставить вопрос об амнистии этих граждан.

Почему вы предлагаете вернуть им права? В нынешней ситуации человеку в любом случае лучше оставаться дома, ни ходить, ни ездить не нужно.

Дмитрий Гулиев: Конечно, самоизоляция и удаленная работа - сегодня основные тренды. Ответственный в гражданском плане человек должен максимально снизить все свои социальные контакты. Однако не у всех есть такая возможность. Есть врачи. Есть люди, работающие в оперативных службах. Представьте, человек работает на электростанции и относится к числу специалистов, которых нельзя перевести на удаленку. Как тогда быть? Лучше, чтобы он ездил на работу на личной машине, а не общественном транспорте. Это вопрос и его личной безопасности, и безопасности общества.

По каким критериям вы выбирали статьи КоАП, на которые можно распространить амнистию? Ведь оставление места ДТП или выезд на встречную полосу тоже представляют общественную опасность.

Дмитрий Гулиев: Но их общественная опасность несопоставима с рисками, связанными с распространением вируса. Человек оставляет место ДТП под влиянием сиюминутного страха наказания, при этом чаще всего речь идет о какой-то незначительной аварии, от которой остаются вмятины или царапины. Если авария серьезная, с нее не так-то просто уехать на разбитой машине. Если же есть человеческие жертвы, то возникает уже уголовная ответственность. Трусливое поведение водителя, поцарапавшего чужой автомобиль и сбежавшего нельзя ни уважать, ни оправдать. Но этим людям через несколько месяцев все равно вернут права. В сложившейся ситуации лучше это сделать сейчас, и надеяться, что случившееся станет для них уроком.

Что же касается выезда на встречную полосу, такие нарушения часто совершаются из-за того, что водитель не разобрался в схеме организации движения, например, на сложных развязках. Такие нарушители не являются хроническими, а мы сегодня должны искать любые способы, как сократить количество людей в общественном транспорте. Автомобиль позволяет соблюдать социальную дистанцию, если служебный долг заставил человека выйти из дома.

Разве можно объявлять амнистии по делам об административных правонарушениях?

Дмитрий Гулиев: Теоретически такое возможно. Полномочия Госдумы объявлять амнистии заложено в Конституции, и Основной закон не ограничивает право Госдумы только амнистиями по уголовным делам. Сейчас ведется работа над проектом нового КоАП, и там в том числе прописывается возможность объявлять амнистии и наказанным за административные правонарушения. Но даже нынешнее отсутствие соответствующей нормы в КоАП, уверен, не может служить препятствием для реализацией Госдумой своих конституционных полномочий.

Другие подробности читайте в ближайшем номере "РГ"