Ранее замминистра энергетики Павел Сорокин подчеркнул, что для ребалансировки рынка недостаточно усилий только участников ОПЕК+, необходимы совместные действия всех нефтедобывающих стран. Фактически возврат к сделке ОПЕК+ и согласованному сокращению добычи допускается, но обязательным условием для этого является привлечение более широкого круга стран - производителей нефти, в первую очередь США.
В Минэнерго США подтвердили, что уже запланированы консультации главы их ведомства Дэна Бруйетта с министром энергетики Александром Новаком по поводу сложившейся ситуации на мировом нефтяном рынке. В минэнерго от комментариев пока воздержались. Со стороны Саудовской Аравии прозвучало заявление, что страна еще не получала никаких предложений от России. Более того, королевство подтвердило свои планы наращивать с апреля добычу более чем на 2 млн баррелей в сутки до 12,3 млн в день.
При этом аналитики банка Goldman Sachs считают, что спрос на нефть упал на 26 млн баррелей в сутки. По их мнению, уже сейчас ценовая война теряет смысл, поскольку обвальное снижение спроса и предельно низкие котировки не позволяют получить в результате нее выгоду никому из участников рынка.
Но пока военные действия не остановлены. "Четкого ценового предела, который сдерживал бы ценовую войну, нет. В краткосрочной перспективе, учитывая снижение спроса из-за COVID 19, мы, скорее всего, увидим цены значительно ниже 20 долларов за баррель",- считает партнер департамента консалтинга "Делойт", СНГ Йорг Дорлер. Он отметил, что в первую очередь низкие цены на нефть окажут влияние на инвестиции. Особенно там, где инвестиционный цикл очень короток - в сланцевой добыче, которая будет сокращена в первую очередь из-за отсутствия реинвестирования.
Это не означает, что остальных производителей проблемы не затронут. Сланцевая отрасль пострадает первой, но она также и быстрее остальных сумеет восстановить добычу. При долгосрочном закреплении низких цен на нефть добычу придется сокращать и другим производителям, особенно если до отказа будут заполнены хранилища нефти, а из-за падения потребления автомобильного топлива вынуждено остановятся нефтеперерабатывающие заводы.
"При сохранении текущей ценовой ситуации на сколько-нибудь продолжительный период российским нефтяным компания будет сложно поддерживать рентабельность. Если, конечно, не допустить нового ослабления рубля",- считает аналитик "Финам" Алексей Калачев. По его мнению, чтобы обеспечить полную себестоимость экспортной нефти хотя бы на уровне 22 долларов на баррель, доллар должен стоить около 97 рублей.