О Нине Михайловне Меркуловой из деревни Юрково Белозерского района "РГ-Неделя" писала 1 октября 2019 года в статье "Ждали, что умру". Тогда 90-летнего ветерана, инвалида-колясочника обманули мошенники: взяли деньги за пластиковые окна, но работу не выполнили и пропали вместе с деньгами. Она подала на фирму в суд.
- Окна мы сами вставили, деньги все-таки вернули. Спасибо, что откликнулись на мою беду, - говорит героиня рассказа. - Сейчас обращаюсь к вам за помощью по другому вопросу. Приближается 75-летие Победы. В нашем районе ветеранам вручают юбилейные медали. Я долго ждала, что и ко мне гости зайдут, но узнала, что в списки награжденных не попала. Говорят, я не труженик тыла и медаль мне не полагается. Как же не труженик? Обидно до слез…
Нина Михайловна родилась в 1928 году. Когда началась война, ей не исполнилось и 13 лет. Ее семья жила в рабочем поселке Красный Октябрь Каргапольского района. В развернутом в поселке эвакуационном госпитале в первые годы раненых было так много, что медперсонал не успевал справляться. На помощь пришли подростки. Шестиклассница Нина со сверстниками дни напролет проводили в госпитале.
- У нас был свой фронт работы: постирать окровавленные и гнойные бинты, высушить и свернуть их в рулон, - вспоминает участница тех далеких событий. - Бинтов для перевязок катастрофически не хватало, поэтому мы старались изо всех сил. Кроме того, помогали разделывать лес. Трактор подтаскивал стволы к месту строительства, а мы делили их поперечной пилой на отрезки определенного размера.
Нина Михайловна до сих пор помнит, как тяжело было пилить деревья и стирать бинты. От усталости валилась с ног. Но это все-таки легче, чем уход за ранеными. В госпитале ей поручили опекать молодого бойца. Паренек потерял на фронте зрение, полностью ослеп и сильно переживал. Чтобы поднять ему дух и вселить уверенность в себе, девочка решила почитать вслух книгу "Как закалялась сталь".
- Прекрати! Не читай! Уходи! Я не хочу жить слепым!- закричал боец.
Нина в слезах выбежала из палаты.
- Ничего, доченька, это пройдет, - утешали взрослые. - Отдохни немного, а потом опять садись рядом и читай. Ему нельзя оставаться наедине со своими мыслями.
Больше всего Нине нравилось писать за солдатиков письма домой, сообщать родным, что их отец, сын или брат жив, подлечится немного и вернется в строй добивать фашистов. А еще приятнее - читать бойцам письма из дома, если, конечно, от родственников не приходили какие-то печальные вести.
- Да, мы не стояли у станков, не делали снаряды, но тоже внесли вклад в Победу, - говорит ветеран.
Нина Михайловна - инвалид первой группы, имеет льготы. Но подчеркивает: дело не в них. В 2020 году ей исполнится 92 года. Она призналась, что не стала бы поднимать тему награждения. Но вот что непонятно: от имени президента России ей вручали юбилейные медали в честь 60-и 70-летия Победы. Основания для получения медали не изменились. Почему же сейчас ей не полагается памятный знак?
Мы тоже попытались разобраться. В инструкции о вручении юбилейной медали "75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." говорится: списки награжденных медалью составляют главы муниципальных образований по согласованию с органами социальной защиты населения по месту жительства награжденных. Кстати, аналогичный порядок действовал и раньше. Поэтому корреспондент "РГ" направила запрос в администрацию Белозерского района. В ответе чиновники перечислили все категории граждан, которые в соответствии с указом президента России должны быть награждены юбилейной медалью.
- Нина Михайловна Меркулова к этим категориям не относится в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на присвоение статуса труженика тыла, - сообщил глава района Сергей Зяблов со ссылкой на закон "О ветеранах".
Тогда на каком основании Меркуловой вручали юбилейные медали пять и 15 лет назад? На этот запрос "РГ" глава района продублировал свой первый ответ. Между тем Нина Михайловна ждет, когда ей по-человечески объяснят, почему с ней так неуважительно поступают: то вручают медаль, то нет.
Просим считать вопрос ветерана официальным запросом "РГ" в правительство Курганской области.