15.04.2020 09:48
    Поделиться

    На помощь в борьбе с пандемией призвали нижегородскую святыню

    Известие о том, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объехал Москву с келейной иконой Серафима Саровского ("РГ-Неделя" кратко сообщила об этом в предыдущем выпуске), вызвало резонанс: с просьбами подробнее рассказать о чудотворном образе в редакцию обратились несколько читателей "РГ".
    Архив Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

    Русская православная церковь предприняла этот неординарный шаг в связи с пандемией коронавирусной инфекции: избавить от вредоносного поветрия патриарх Кирилл молитвенно просил во время своего рода крестного хода вокруг столицы с чудотворной иконой Божьей Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская.

    Изначально этот образ не являлся самостоятельным иконографическим типом и использовался в ряде других композиций, являясь, по сути, их усеченным вариантом.

    - Это правая часть иконы "Благовещение", - поясняет преподаватель Нижегородской духовной семинарии (НДС), кандидат богословия Алексей Дьяконов. - Самый известный образ "Умиление" связан с именем преподобного Серафима Саровского.

    Современники старца упоминают его келейную икону в описаниях последнего периода жизни, когда, выйдя в 1815 году из затвора, Серафим стал принимать в своей келье искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения он крестообразно помазывал лоб приходивших маслом из лампады, горевшей перед иконой "Умиление".

    - Икона "Умиление" изображает Деву Марию до рождения младенца Иисуса, но после Благовещения. На ней запечатлен момент, когда архангел Гавриил уже сообщил Богородице о миссии, возложенной на нее. Здесь у Пресвятой Богородицы восторженное, светлое, радостное выражение лица: полуопущенные глаза, немного наклоненная голова, скрещенные в молитве руки, - продолжает преподаватель НДС. - Образ отражает состояние умиления, которое испытывала Дева Мария, узнав, что ей предстоит стать Божьей Матерью, и символизирует смирение перед Божьей волей, целомудрие, кротость.

    Как молился Серафим Саровский на коленях перед иконой Богоматери "Умиление", так перед ней на коленях и скончался.

    По информации Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, незадолго до смерти иеромонах Серафим, указывая на келейную икону, говорил дивеевским сестрам: "Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной". Потому после его кончины игумен Саровской пустыни Нифонт, где подвизался старец, приказал отдать икону "Умиление" в Дивеевскую обитель: "Она туда им надлежит". С тех пор келейная икона чудотворца стала главной святыней Дивеевского монастыря.

    На почитаемую икону была сделана позолоченная риза. Другую ризу с нимбом в виде расходящихся лучей сияния из драгоценных камней и жемчуга подарил император Николай II. С нее сестры сделали множество списков. Один из них, созданный на рубеже XIX и XX веков, сегодня находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

    Во время торжеств по прославлению чудотворца в лике святых в июле 1903 года сестры обители отправились крестным ходом с иконой "Умиление" из Дивеева в Саров. Тогда слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за пределы Дивеевского монастыря. Автор летописи Дивеевской обители архимандрит Серафим (Чичагов) составил особую службу в честь этой иконы, а будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий Страгородский в период своего архиерейства в Нижегородской епархии написал акафист Пресвятой Богородице в честь ее иконы "Серафимо-Дивеевской Умиление".

    После закрытия обители в 1927 году игуменья Александра (Траковская) тайно вывезла икону в Муром, где она хранилась несколько десятилетий у сестер. Затем по благословению патриарха Пимена образ оберегал московский священник Виктор Шиповальников. В июне 1991-го святыню передали святейшему патриарху Алексию II.

    Поделиться