1 апреля 2020 г. 14:31
Текст: Ольга Чагадаева (кандидат исторических наук)

Ленинские замашки против царя Миколашки

Сочинение сказок о смекалистом и мудром вожде началось сразу после его смерти
В 1924 году, сразу после смерти вождя, было решено "спешно приступить к собиранию произведений коллективного устного творчества масс о Ленине"1.
И. Истомин. Ленин на Ямале.
И. Истомин. Ленин на Ямале.

Одним из итогов этой кампании стал сборник "Ленин в русской сказке и восточной легенде"2, выпущенный в 1930 году издательством "Молодая гвардия". Под обложкой был собран настоящий калейдоскоп из русских народных сказок, мусульманских легенд и сибирских причитаний. Не надо быть литературоведом, чтобы разглядеть в этом "фольклоре" стилизацию партийной пропаганды под народное творчество. Впрочем, стилизацию весьма удачную, отражающую особенности того или иного этноса. А сам жанр вызывает безусловный интерес как один из инструментов формирования культа вождя.

Предлагаемая читателям "Родины" сказка "Как Ленин с царем народ поделили" показывает примитивное, но при этом "политически правильное" понимание причин свержения царя и начала Гражданской войны, сути крестьянского наказа о земле и идеи мировой революции. Ильич предстает смекалистым и хитрым мужиком. "Записала" сказку уральская писательница Л.Н. Сейфуллина, успевшая к 1930 году сделать себе имя на революционной теме.

Первая публикация вышла под заголовком "Мужицкий сказ о Ленине" в журнале "Красная новь" N 1 за 1924 год. По утверждению Сейфуллиной, "сказ" она услышала от степной хуторянки "из глухого уезда Оренбургской губернии"3 еще в 1918 году. Оренбуржье тогда полыхало в огне Гражданской войны, было ли у крестьян время сочинять остроумные сказки о неведомом Ленине - вопрос больше риторический. Скорее всего, текст был создан как агитационный материал для разъяснительной работы среди крестьянства. Нельзя полностью исключить и авторство самой Сейфуллиной.

Публикуется с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.

Сборник "Ленин в русской сказке и восточной легенде". Молодая гвардия. 1930 год.

КАК ЛЕНИН С ЦАРЕМ НАРОД ПОДЕЛИЛИ

Вот приходит один раз к царю Миколашке самый главный его генерал. "Так и так, ваше царское величество, в некотором царстве, в некотором государстве объявился всем наукам обученный дотошный человек. Неизвестного он чину-звания, без пашпорту, а по прозванию Ленин. И грозит этот самый человек: "На царя Миколая приду, всех царевых солдат одним словом себе заберу, а генералов всех, начальников, офицеров-благородию и тебя, царь Миколай, в прах сотру и по ветру пущу. Слово такое у меня есть".

Испугался тут Миколашка-царь, ногами вскакнул, руками всплеснул, громким голосом вскричал: "Отпишите скореича человеку тому, чину-звания неизвестного, без пашпорту, а по прозванию Ленину: пусть не ходит с тем словом на меня, не крушит в прах меня, генералов моих, начальников, офицеров-благородию, а за то отдам я человеку тому полцарства моего!"

Набежали тут к царю люди ученые, скоро-скоро, с задышкою, обточили перья вострые, отписали тому Ленину: "Так и так, не ходи ты, Ленин, на царя Миколая со словом твоим, а забирай себе полцарства Миколаева без бою, без ругани".

А. Радаков. Фрагмент плаката первых лет Советской власти "Сказка о том, как жил-был царь Репка...". Фото: РИА Новости

И мало ли, много ли, а вскорости прислал ответ письменный тот человек чину-звания неизвестного, без пашпорту, а по прозванию Ленин. И отписывает Ленин царю-Миколашке:

"Так и так, прописывает, согласен я получить от тебя, царь-Миколашка, половину царства твоего. Только отписываю я тебе уговор, как мы делиться с тобой станем. Ни по губерниям, ни по уездам, ни по волостям. А вот как, прописываю я тебе, на какую дележку с тобой я согласен и чтоб без никаких разговоров. Забирай ты себе, царь-Миколашка всю белую кость: генералов, начальников, офицеров-благородию со всеми их отличьями, со всеми чинами, крестами, наградными аполетами, с супругами благороднами, с детями белокостными. Господинов-помещиков со всем их богачеством, с одеждой шелковой и бархатной, с посудой серебряной и позолоченной, с супругами ихними и с отродием. Забирай себе купцов с товарами ихними, с казною несметною и из банков пущай заберут всю казну cвою. Забирай себе всех заводчиков и с казной, и с машинами, и со всем их заводским богачеством. А мне отдавай всю черную кость: мужиков, солдатов, фабричных, с немудрящей их шараборой. Только скот на племя оставь, поля травные да землю-родильницу для пахотьбы".

Прочитал письмо Миколашка-царь, заплясал ногами в радости, зашлепал ладошки в веселости и приказал своим генералам, офицерам и начальникам: "Сей же час отпишите тому Ленину на все полное согласие". И какой же он есть всем наукам обученный, слово тайное знающий, коль от всей казны несметной моей, от товаров купеческих, от припасов помещичьих отказывается, а забирает себе черную кость безо всякого способия. А на тую казну мы себе другую черную кость наймем, из тех нанятых в солдаты заберем и будем жить опять в спокое да в богачестве".

Набежали тут опять к царю спешно-спешно, с задышкою, многие люди ученые, обточили перья вострые, отписали тому Ленину царево согласие. А насчет насмешки и не гукнули, чтоб не одумался, не пошел на них с тайным словом своим.

И мало ли, долго ли, а в скорости наезжает тишком-тихонечком Ленин к своим солдатам, мужикам и фабричным. А царь с костью белою уж подальше отъехали. Глядят мужики, солдаты, фабричные, а приехал к ним простецкий крестьянский человек и говорит им: "Товарищи, здравствуйте!". Куда глаз хватил, всех за ручку подержал и объявил громким голосом: "Буду с вами я в одном положении, как есть мы теперь товарищи. Только вы меня слушайтесь, я всем наукам обученный и своих товарищей на худое не выучу".

Солдаты по солдатской своей выучке сейчас: "Точно так, товарищ Ленин, слушаюсь". Фабричные, городской народ грамотный, со сноровкою тож ему не прекословили. А мужики изобиделись, что в расчете просчитал он, зашумели, загалдели, задвигались: "За что, про что отпустил из рук казну и богатство несметное? Разделил бы нам, мы бы в хозяйстве поправились".

Засмеялся тут Ленин, головой качнул и сказал им в ответ такое слово: "Не галдите, не корите, забирайте землю, скот и хозяйствуйте. А там будет дело видное. Не хватило бы казны той про вас, как есть вы многие тысячи, а белой кости малые сотенки. А насчет того, чтобы всю белую кость совсем со света свести, то слово я знаю еще неполое. Не докумекал маленечко. Но есть у меня другое достоверное на всю черную кость по всей земле. Как скажу его, нигде белая кость не найдет себе ни солдат, ни работников. Все под мою руку уйдут, а от их откажутся. И как есть они не добытчики, а прожитчики, то им долго на белом свете не выстоять".

И мало ли, долго ли, а вскорости, как сказал, и приключилось так. Прискакал верховой к Ленину, привез ему известие от Миколашки-царя. И отписывает в том известии Миколашка-царь:

"Так и так, Ленин, надул ты меня. Взял себе всю черную кость, а мне отдал не добытчиков, а прожитчиков. Генералы мои, офицеры-благородию - как кони стоялые без солдат нашенских. Только пьют, едят да жир нагуливают. Господины-помещики все припасы свои уж поканчивают, одежду из сундуков донашивают. Без опаски изорвали всю, позамазали. Проторговались купцы мои, без мужиков некому товар свой лежалый сбывать. Заводчики мои все машины посбивали, перепортили. Как нету сноровки у них, по-книжному и знают, а к винту не подладят. А чужеземный чернокостный народ к нам на службу не наймется, под твою руку прет, на твое слово тайное. И как дошло дело нам, что хоть ложись, да помирай, то идут на тебя войной генералы мои, офицеры-благородию, чтоб отбить нам назад к себе всю черную кость".

И с того дня теперь война пошла промеж белой костью да черною. Только долго белой не выстоять, как привыкли генералы, офицеры-благородию команду на солдата кричать, войски туды-сюды передвигать, а сами в войне отбиваться непривычные, как есть в них жила тонкая. И недолго им на белом свете выстоять...


1. Панченко А.А. Культ Ленина и "советский фольклор". С. 345.

2. Пясковский А.В. Ленин в русской народной сказке и восточной легенде. М., 1930.

3. Там же. С. 23.