Редчайший советский микрокар, собранный на ГАЗе

На дворе 1955 год, и главным транспортом для советских людей с ограниченными возможностями являются мотоциклетки типа "трехколесников" С-1Л, сошедшие с конвейера Серпуховского мотоциклетного завода.

На этом фоне Министерством автомобильной промышленности СССР ставится задача - выпустить серийный автомобиль, предназначенный для инвалидов. Работы занимают два года, в результате в 1957 году сотрудники КБ Горьковского автозавода создают экспериментальный автомобиль ГАЗ-18. Сегодня этот прототип является раритетом и музейной редкостью.

Технически машина, разработанная на ГАЗе, представляла из себя противоположность аскетичным и, что греха таить, неудобным советским мотоколяскам. Прежде всего, у ГАЗ-18 было четыре полноценных колеса, двери, открывающиеся против хода движения (так удобнее садиться и выбираться из машины). Двигатель устанавливался сзади, имел мощность 18 л.с. и представлял из себя агрегат от модели Москвич-402, "урезанный" до двух цилиндров и объема 620 см2.

Для облегчения управления автомобиль оснащался 3-диапазонным "автоматом" на основе гидротрансформатора от ГАЗ-21. Привод был задним, подвеска - независимой, торсионной, собственной разработки. Похожая архитектура хорошо зарекомендовала себя на немецком Volkswagen Beetle. Тормоза использовали барабанные, с гидравлическим приводом.

Эргономика двухместного салона ГАЗ-18 была тщательно проработана - ходовой макет специально возили для испытаний и предлагали опробовать ветеранам войны, лишившимся ног. Управление, разумеется, было перенесено на рулевое колесо.

Самое интересное, что у ГАЗ-18 был еще и приятный дизайн. Машина получила закрытый цельнометаллический кузов, стилистически напоминающий ГАЗ-М20 "Победу". Впрочем, во внешности угадываются также черты автомобилей Fiat того времени.

К большому сожалению, в серию ГАЗ-18 не пошел. К 1958 году было построено лишь два ходовых образца. Мощности ГАЗа на тот момент не позволяли поставить на конвейер еще одну модель. Прорабатывался вопрос о выпуске машины на Серпуховском заводе, но и здесь, как говорится, не срослось. Отчасти потому, что на этом предприятии в июле 1958-го запустили свою четырехколесную "инвалидку" СМЗ С-3А.

Кстати, именно этот автомобиль в итоге стал главной "инвалидкой" страны. И именно на ней в Гайдаевской "Операции Ы" разъезжают Трус, Балбес и Бывалый (Вицин, Никулин, Моргунов). А в 1970 году на смену СМЗ С-3А пришла не менее знаменитая "квадратная" СМЗ С-3Д. Что же касается "живых" экземпляров ГАЗ-18, один из них и по сей день можно увидеть в музее "ГАЗа" в Нижнем Новгороде.