18.04.2020 12:00
    Поделиться

    Будут ли камеры автоматически штрафовать нарушителей режима самоизоляции

    В СМИ опять прошла пугающая информация о том, что автомобилистов, передвигающихся по Москве без пропусков в связи с самоизоляцией, будут штрафовать в автоматическом режиме. При этом, ссылаясь на свои источники в правоохранительных органах, они утверждают, что штраф будет приходить за проезд под каждой камерой. А если водитель попадется в руки сотрудников полиции второй раз, то его автомобиль будет задержан.

    Однако это не так. Как сообщил источник "РГ" в Госавтоинспекции, согласно действующему законодательству, останавливать машину имеет право только сотрудник ГИБДД.

    При этом в соответствии с соглашением между правительством Москвы и МВД России сотрудники полиции имеют право составлять протоколы в отношении таких нарушителей только по частям 1, 2, 3 статьи 3.18.1 Кодекса об административных правонарушениях Москвы. То есть полиция не может составлять протоколы за нарушение режима повышенной готовности с использованием транспорта.

    А оформить протокол на водителя сотрудник ГИБДД сможет только по второй части. При этом только оформить протокол. А принимать решение и выносить постановление уже должны органы столичной власти и суды.

    Что касается задержания автомобилей, то все исчерпывающие основания для задержания прописаны в КоАП РФ. Это относится к обеспечительным мерам. А устанавливать обеспечительные меры можно только на уровне федерального законодательства. Так что уже на основании этого задерживать машины никто не может.

    Надо сказать, что в последнем указе столичного мэра Сергея Собянина четко прописано: "при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, с использованием транспортного средства, граждане, привлеченные к административной ответственности за это правонарушение, могут продолжить движение, а транспортное средство не подлежит задержанию".

    Теперь по поводу автоматизированной фиксации таких нарушений. Согласно КоАП РФ, упрощенный порядок вынесения постановлений об административных правонарушениях распространяются только на нарушения правил дорожного движения и в области благоустройства территорий. Режим повышенной готовности не относится ни к тому, ни к другому. Следовательно автоматизированная фиксация такого нарушения не влечет упрощенного порядка постановления. То есть, необходимо возбуждать административное дело, устанавливать того, кто находился за рулем, и составлять в отношении него протокол.

    Если этот порядок будет нарушен, а автовладельцам начнут приходить штрафы, вынесенные автоматически, то суды захлебнуться от потока жалоб. А так как федеральное законодательство имеет более высокий статус, шансы на победу у тех, кто такие штрафы будет обжаловать, крайне высоки.

    При нарушении режима повышенной готовности с использованием транспорта граждане могут продолжить движение, а транспорт не задерживается

    В указе мера Москвы говорится, что "фиксация административных правонарушений осуществляется должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях, или работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото-и киносъемки, видеозаписи". То есть только фиксация нарушения, а не вынесение постановлений.

    Чем поможет автоматическая фиксация? Тем, что нарушители будут выявляться на дорогах, останавливаться сотрудниками ГИБДД, а уже уполномоченные на это сотрудники, например, Московской административной дорожной инспекции, будут оформлять протоколы на нарушителей, а также выносить выносить постановления.

    Окончательную точку в правоприменении местных законодательных норм может поставить президиум Верховного суда, который в ближайшее время должен дать соответствующие разъяснения.

    Поделиться