18.04.2020 14:00
    Поделиться

    "Чемодан", "Шаланда", "Луноход". Все прозвища советских автомобилей

    Советский автопром примечателен тем, что очень многим автомобилям давались прозвища. Некоторые клички смешные, некоторые обидные, но в целом народное творчество так или иначе ухватывало в названии суть той или иной модели. Традиция народного названия изделий отечественного автопрома живет и по сей день.
    АвтоВАЗ
    Фото: ShinePhantom / wikipedia.org

    Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, "Тазами" (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), "Числительными", "Ведроверами", "Жигами" и "Кирпичами". Классическое семейство ВАЗ (2101-2107) - это, как известно, - "Классика".

    Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали "Копейкой" и "Единичкой". Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга - "Однерка", "Копье".

    ВАЗ-2102 именовали "Двушкой", "Двойкой" и "Сараем". ВАЗ-2103 - "Тройкой", Трешкой" и "Трояном". ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 - это, соответственно, "Четверка", "Пятерка" и "Семерка". Впрочем, "Пятерку" называли также "Пятачок" и "Петрик". "Семерку" - "Семеном", "Семафором" и "ХБМ" ("Хочу быть "Мерседесом" - из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища "Шестерка", "Шаха", "Шахтер", "Шакал", "Шамок" и "Шайтан". ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали "Зубилом", "Зубилой" и "Погремушкой".

    Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками - "Чемодан" и "Дуплет". ВАЗ-2110 в народе окрестили "Mатрешкой", "Беременной Антилопой", "Чемоданом", "Чириком", "Мыльницей" и "Обмылком". Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали "Огурцом", ВАЗ 2114 - "Четыркой", ВАЗ-2115 - "Пятнашкой" и "Полторашкой", а минивэн ВАЗ-2120 "Надежда" - не только по созвучию - "Безнадегой", "Одеждой" и "Константиновной" (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

    ВАЗ-21213 "Нива" - отметилась кличкой "Ботинок". А пятидверная "Нива" ВАЗ-2131 - это уже "Крокодил" или "Урал". ВАЗ-1111 "Ока" удостоился "титулов" "Окунь", "Табуретка", "Бешенная Табуретка", "Креветка", "Окурок", "Скворечник", "Коробочка".

    А что же более современные Lada? Chevrolet Niva - это "Шнива". Lada Granta, случается, кличут "Гранатой", ВАЗ-1118 "Калина" - "Горбатой мышью", "Крыжовником", "Кониной" и "Хомяком", Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать "Невестой", а к Xray прилепилось хулиганское "Хрей".

    ГАЗ
    Фото: Михаил Солунин/ТАСС

    Автомобили семейства "Волга" вне зависимости от поколений в народе называли "Баржами" из-за солидных размеров.

    Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую "Волгу", ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу - "Танк во фраке". ГАЗ-24, легендарная вторая "Волга", именовалась в народе не только как "Баржа", но и как "Шаланда".

    ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили "Тяни-Толкаем". Впрочем, случалось, что "Волги", равно как и "ГАЗели", называли "Оленями" - из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем "Шишига", а за среднетоннажными грузовиками "ГАЗ" закрепилось имя "Газон".

    ЗАЗ
    Фото: РИА Новости

    Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода - ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище "Запор", что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

    В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как "Горбатый Запорожец", или просто "Горбатый" из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия - "Зюзик", "Жужик", "Пузырик", "Жужелица".

    В 1966 году на конвейер стал новый "Запорожец" - ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище "Ушастый" из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка - "Чебурашка". Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги "Крокодил Гена и его друзья") тоже в 1966 году.

    "Запорожец" ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялась и кличка - на "Мыльница". Этот же седан именовали "Тридцаткой" или "Сороковкой" в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 "Таврия" - первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище "Ставрида". Реже Таврию именовали "Тавриусом" (отсылка к Ford Taurus), "Тварией" и "Недовосьмеркой" (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).

    УАЗ
    Фото: С. Паршин/ РИА Новости

    Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский "джип" ГАЗ-69, - "Козел" или "Козлик" из-за особенностей езды по пересеченной местности - пресловутому "козлению". Другие нередко использующиеся "метафоры" - "Бобик", "Бомбик", "Бабон".

    Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили "Коробком" и "ЦеМентовозом" (на украинский манер) и даже "Воронком", а военные версии именовали "Крокодилом", разумеется, за защитный зеленый цвет.

    Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, - "Буханка" - считай, второе имя. Другие варианты - "Батон", "Булочница", "Горбушка".

    Бортовая модификация машины получила свое прозвище - "Головастик". Версии для муниципальных служб чаще называли "Санитаркой" и "Таблеткой".

    Современный же УАЗ "Патриот" нередко именуют "Патриком", "Патрикеем", "Бегемотом" и "Патром", ну а УАЗ "Хантер" - есть Hunter (англ) - иногда, шутя, называют, "Охотником".

    ЛуАЗ
    Фото: Андрей Соломонов/ РИА Новости

    ЛуАЗ-969 "Волынь" - компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили "Луноходом" (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

    Называли также "Луизой" (производное от ЛуАЗ), "Тушканчиком" (за прыгучесть), "Утюгом" (за форму кузова) и "Фантомасом" (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища "Лягушонок" и "Цыпленок".

    Ижевский автозавод
    Фото: Кулешов Николай/ТАСС

    Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, "Каблук", "Москвич", "Пирожок", "Шиньон", "Сапог", а также "Маргарин" и "Маскарад". Хэтчбек Иж-2126 "Ода", вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли "Орбитой" и "Орбитом".

    Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака "Orbit", который уже был зарегистрирован за рубежом - так назывался концепт-кар компании ItalDesign.

    "Москвич"
    Фото: Сергей Мамонтов/ РИА Новости

    Самые первые Москвичи, - 400 и 401-й - носили народное имя "Хоттабыч". "Москвич-402" (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли "Стилягами". Седан Москвич-412, случалось, именовался "Барсиком". Москвич - 21406 - "Колхозником". Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.

    К примеру, АЗЛК 2141 "Святогор" удостоился титулов "Космич" (по созвучию с "москвич") и шутливого звукоподражательного наименования "Азылк".

    Экспортный вариант с официальным названием "Алеко", разумеется, переиначили в "Калеку" и "Бандерлога". А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на "Святогор" начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название - "Реногор". Удлиненную версию АЗЛК 2141 "Князь Владимир" звали "Длинный" и "Вовка-морковка".

    Грузовики и автобусы
    Фото: Юрий Житлухин/ТАСС

    А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 - это, конечно же, "Рафик", "ГАЗель", "Кибитка". "КамАЗы" известны под прозвищами "Татарин" (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и "Пьяная лошадь".

    ЗИЛ-133 именовали "Щукой", ЗИЛ-157 сравнивали с "Топором" и "Колуном" и за характерный цвет - с "Крокодилом". ЗИС-151 прозвали "Утюгом" за то, что он часто застревал.

    "КРАЗы" звали "Лаптями", автобус ПАЗ-3201 - "Пазиком", автобус ЛИАЗ-677 - "Сараем" и "Скотовозом", импортный, но как бы до боли наш "Икарус-280" - "Гармошкой" и "Колбасой", народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ "Кабан", Бычок".

    Поделиться