То ли бабушки и дедушки с помощью добровольцев запаслись продуктами надолго, то ли махнули рукой на самоизоляцию. Но, судя по всему, временное затишье было вызвано тем, что пенсионеры просто отмечали Пасху, сидя по домам. Уже в понедельник заявки снова так и сыпались, а волонтеры их стремительно разбирали и привычно неслись по городу в поисках нужных лекарств и "правильных" творожков.
Районный волонтерский чат "Пушкин + Колпино" - один из самых уютных. Здесь никто не спорит, общение пересыпано фразами "ребята, спасибо, вы прекрасны", участники делятся радостями и огорчениями, а иногда даже пишут песни. Да и может ли быть иначе, если в конце долгого, наполненного непростыми заявками дня координатор Валентина обращается к добровольцам: "Если бы не вы с вашим задором, находчивостью, отличным настроением, несмотря на причудливых и капризных заявителей, и желанием помочь даже в самой тяжелой ситуации, пойти навстречу, протянуть руку и звонить во все колокола, - я бы уже давно потеряла веру в человечность. Очень рада, что судьба столкнула меня с вами, пусть даже в такой неопределенной ситуации как нынешняя".
Валентина Брызгалина приехала в Санкт-Петербург из Кингисеппа - райцентра на западе Ленобласти - пять лет назад. Здесь она учится на лечебном факультете Медицинского университета имени Павлова. И вовсю волонтерит - активная натура не дает покоя.
- В добровольчество я вписалась года два назад. Скучно, наверное, стало - все говорят, что у меня "шило в одном месте", - рассказывает Валентина. - Участвовала в тех мероприятиях, которые были по душе: медицинские, спортивные, какие-нибудь фестивали - ради интереса, знакомств с классными людьми. Все было свежо и радужно.
Дальше больше. Суровые условия поступления в ординатору сделали свое дело, и к интересу присоединилась мотивация - баллы за волонтерство. Начала сотрудничать с организацией "Волонтеры- медики", это было как в сказке - ровно то, что нужно моей суматошной натуре: постоянно куда-то бежать, вести уроки в школах, проводить мероприятия… Я соорудила несколько проектов, мы с командой очень сплотились, стали как семья. И вот тут появилось какое-то новое чувство - не интерес и не выгода, а что-то сложно поддающееся описанию. После каждого полезного дела нас охватывало небывалое воодушевление, вошел в обиход термин "подсесть на волонтерскую иглу". Потом бам - карантин, всех мобилизовали на федеральный проект #Мывместе. Здесь я стала координатором южных районов Петербурга, прокачиваю лидерские навыки.
Я благодарна судьбе, что мне достались именно Колпино и Пушкин, потому что там живут чудесные люди. Поначалу было тяжко, да. Звонки летели без остановки, организация шаталась, сплошные недопонимания, район незнакомый и отдаленный от штаба - как туда возить средства индивидуальной защиты и сухпайки, ой… Голова кипела, я дни напролет не отрывалась от телефона, не могла нормально учиться, готовиться к экзамену (кстати, сдала на отлично), глаза болели от экрана. А к физической усталости добавлялась еще и моральная нагрузка - уровень жизни в здешних почти деревенских местах оставляет желать лучшего, а всех жалко и всем хочется помочь… Неопределенность - самое мягкое слово, которым можно описать мое состояние.
Но я сосредоточилась и начала шуршать. Набрала отменных помощников, наладила общение с разными структурами, вникла в суть дел, к которым ранее вообще никакого отношения не имела. И процесс пошел. Появились нужные контакты, доверие волонтеров, обоюдная поддержка.
Каждый день я диву даюсь, откуда столько терпения у людей берется?! Потому что заявки бывают... Ну проще уйти, хлопнуть дверью, бросить трубку, а то и словцом пожарче ответить. Однако это не про моих ребят. Они понимают, что всем тяжело, а пожилым - больше всех. И ворчат они нередко, потому что денег нет даже на самое насущное. Волонтеры то и дело помогают сверх программы. Кто-то докупит в пенсионерский пакет чего-нибудь вкусного за свои деньги. Кто-то поможет бабуле поднять продукты через окошко на корзинке, потому что у нее замок заело. Кто-то обзвонит все инстанции, чтобы выбить дедушке сухпаек, а потом еще и проконтролирует его передачу. Ох, я почти каждый день им говорю, что они красавчики, делают невообразимое. А они мне: "Это общая заслуга".
Да, есть среди наших заявителей откровенно отрицательные персонажи: хамят, грубят, используют, врут, что совсем одиноки, а дома сидят взрослые сыновья и ждут, когда их обслужит "волонтер-курьер". Вот тут надо взять себя в руки и собрать терпение по крупицам, чтобы продолжать работать.
Но ведь есть и те, кто благодарит со слезами на глазах, старается дать в подарок что-нибудь скромное и трогательное. Недавно мне волонтер прислала расшитую бисером открытку и яйцо из папье-маше, очень аккуратная работа, так ее бабуля наградила.
Каждый волонтерский день полон реальных чудес, откровений, тяжелых ситуаций, секундных решений. А еще - душевного спокойствия и того самого заразительного чувства, про которое я говорила в начале. Теперь оно не отпускает совсем, только подначивает.
У нас очень теплая атмосфера в команде, а я, если честно, в лицо ни одного еще и не видела. Возрастной диапазон большой - от двадцати до пятидесяти. Но мы так сплотились! И уже планируем, куда отправимся на пикник после всей этой заварушки. Русский дух силен, это факт, и только в сложных ситуациях обнажается личина каждого: кто будет сеять панику, кто присваивать все заслуги себе, а кто - стараться сделать мир лучше, несмотря ни на что и не требуя при этом многого: всего лишь маску, перчатки да отличный настрой!
Единая справочная линия по вопросам, связанным с коронавирусом, в Санкт-Петербурге: 122.
Оставить заявку на получение волонтерской помощи можно по телефону 8-800-200-34-11, а также с помощью мобильного приложения "ОНФ.Помощь".
Информационно-справочная служба системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга: (812) 241-20-57.
Горячая линия Центра городских волонтеров в Санкт-Петербурге: (812) 245-32-20.