Зачем автозаводы возобновляют работу при закрытых дилерских центрах
![](http://localhost:8078/uploads/images/186/89/15/RIAN_5904527.HR.ru.jpg)
В то время как европейские автозаводы только-только запускают свои конвейеры после месячного простоя, в России основные предприятия автопрома уже вышли из карантина.
Так, среди производителей легковых машин первым вернулось в строй, спустя всего неделю с введения в стране режима самоизоляции, сборочное предприятие "Мазда Соллерс", а через несколько дней к нему присоединился тульский завод Haval.
С 13 апреля, то есть после двух недель простоя, производство автомобилей возобновили АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, "Автотор" и "Форд Соллерс", а также российские заводы Hyundai и Mercedes-Benz. На очереди - калужский завод Volkswagen, который начнет постепенное восстановление производства на следующей неделе. А вот российские предприятия Renault, Toyota, Nissan и "ПСМА Рус" продолжат простаивать как минимум до конца апреля, и о сроках возобновления работы они еще не объявляли.
Стоит отметить, что несмотря на всеобщий режим карантина, автозаводы смогли получить разрешение от властей на работу, поскольку большинство из них если и не является градообразующими предприятиями, то, как правило, обеспечивает загрузку многочисленных местных поставщиков. К тому же предприятия автопрома традиционно являются одними из основных налогоплательщиков в региональный бюджет.
Как отмечает директор по внешним и внутренним коммуникациям Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович, для поддержания достаточного уровня объемов производства, работа дилерских центров с выполнением всех мер по охране здоровья, требуемых государственными органами, должна быть разрешена.
Действительно, дилерские центры в большинстве российских регионов по-прежнему закрыты для посетителей и, вероятно, смогут открыть двери уже после отмены карантина. В этих условиях возникает риск перепроизводства автомобилей, которые в настоящее время выпускаются при практически полном отсутствии розничных продаж.
Впрочем, по словам директора по развитию компании "Рольф" Владимира Мирошникова, ситуация отличается от региона к региону. Если в Москве и Московской области дилеры могут только формировать банк будущих контрактов, собирая предоплаты и бронируя автомобили за клиентами для выдачи "после карантина", то во многих регионах клиенты могут забирать свои автомобили уже сейчас. Ввиду этого, возобновление автомобильного производства представляется оправданным.
![](http://localhost:8078/uploads/images/186/89/15/iStock-1158232690.jpg)
На самих автозаводах не раскрывают состояние своих складов, однако известно, что большинство предприятий сейчас работает далеко не в полную силу. К примеру, петербургский завод Hyundai, который обычно производит автомобили в трехсменном режиме, в настоящее время работает в одну смену.
"Хотя большая часть дилерской сети вынуждена была закрыться на карантин, наши партнеры наладили дистанционную работу и предоставили клиентам возможность онлайн-бронирования нового автомобиля. Кроме того, в некоторых регионах местные власти позволили дилерам возобновить работу в полном объеме. Поэтому потребность в производстве остается актуальной", - рассказали "РГ" в российском офисе Kia, отметив, что в текущей ситуации компания ведет взвешенную политику относительно наполнения складов и координирует действия с каждым дилером индивидуально.
Между тем, Горьковский автозавод с этой недели перешел на сокращенную, четырехдневную рабочую неделю в связи с падением заказов в апреле на 70% от среднемесячного уровня, и, как считают на предприятии, в мае-июне оно может достигнуть 85-90%. В свою очередь, в пресс-службе Ульяновского автозавода "РГ" заявили, что частичное возобновление производства с привлечением 25% заводского персонала осуществлено с учетом сегодняшних реалий. В настоящий момент приоритетным для УАЗа является оперативное исполнение заказов Минздрава, Минобороны и Росгвардии.
Как говорит руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Захаров, многие автопроизводители видят насыщение дилерских складов онлайн и поэтому могут реагировать на ограничения производства достаточно реактивно.
"Стоит отметить, что многие производители разделяют сложившуюся достаточно непростую ситуацию с дилерами и готовы пойти им навстречу по многим значительным вопросам, понимая, что сейчас по другому невозможно сохранить общую структуру бизнеса. Опасений перенасыщения складов нет", - считает Александр Захаров.
![](http://localhost:8078/uploads/images/186/89/15/iStock-1090168112.jpg)
В то же время вполне вероятно возникновение некоторого дефицита импортных иномарок, учитывая, что большинство зарубежных заводов, с которых автомобили поставляются в нашу страну, простаивали больше месяца, и некоторые из них до сих пор не возобновили производство. К примеру, Subaru из-за перебоев в поставках комплектующих на фоне пандемии коронавируса остановила все свои конвейеры в Японии с 11 апреля по 1 мая 2020 года.
"Мы надеемся, что приостановка производства не приведет к возникновению дефицита. Всплеск продаж в марте, в целом, также не вызвал возникновения дефицита, так как в апреле большинство дилеров не осуществляют продажи автомобилей. После снятия ограничений склады дилеров будут на достаточном для продаж уровне", - заверила "РГ" руководитель отдела по связям с общественностью "Субару Мотор" Наталия Руденко.
Модельный ряд Mitsubishi, доступный на российском рынке, производится на заводах России, Японии и Таиланда. На данный момент в компании не наблюдают какого-либо влияния на производственные планы. Как только правила самоизоляции в России и других странах будут официально отменены, линии Mitsubishi заработают вновь и поставки возобновятся.
По мнению директора по маркетингу и связям с общественностью "ММС Рус" Ильи Никонорова, дефицит автомобилей Mitsubishi маловероятен, поскольку в период самоизоляции большинство дилеров закрыто, то есть не осуществляет продажи. Часть дилеров сейчас активно принимает предзаказы и фиксирует цену апреля онлайн с выдачей автомобиля в мае. На данный момент складов дилера и дистрибьютера достаточно, чтобы начать активно работать сразу после отмены режима самоизоляции.
"Доступность импортных автомобилей определенных марок и моделей будет определять не только длительность простоя автомобильных производств, но и временем поставки произведенных автомобилей в Россию. Модели, производимые за границей, поступают на российский рынок за период от двух до четырех месяцев с момента производства. Такой временной лаг делает более сложным процесс точного планирования. Кроме того, на производственный цикл влияет доступность комплектующих, ведь производства автокомпонентов тоже останавливаются из-за карантина", - комментирует Владимир Мирошников.
![](http://localhost:8078/uploads/images/186/89/15/iStock-585495312.jpg)
Между тем, большинство участников рынка опасается, что открытие автосалонов после "нерабочего" апреля не решит всех проблем с продажами автомобилей. Даже если дилеры возобновят работу в начале мая, они могут столкнуться с затяжным падением спроса, вызванным майскими каникулами и летним отпускным сезоном. К тому же большинство желающих купить новую машину поспешили сделать это еще в марте, до ожидаемого скачка цен из-за обвала рубля. Поэтому важнее будет материальное положение граждан, которое в условиях нынешней неопределенности из-за ситуации с коронавирусом и курсом рубля в дальнейшем может только ухудшаться.
"В связи с введенными ограничениями из-за пандемии спрос на автомобили резко сократился. Однако больше вызывает опасения благосостояние людей и уверенность в завтрашнем дне с вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, сейчас формируется отложенный спрос на будущий период и не стоит забывать, что вся ситуация с ограничениями является временной. Как правило, компании просчитывают несколько вариантов развития событий в зависимости от наступления какого-либо из сценариев и восстановление производства до необходимого уровня спроса может занять всего 2-3 месяца", - констатирует Александр Захаров.
По мнению Владимира Мирошникова, спрос после снятия мер самоизоляции может снизиться, а переизбыток товарных автомобилей также опасен для отрасли, как и их недостаток. Сейчас как автопроизводители, так и дилеры исходят из консервативных планов продаж. В любом случае, на складе каждой марки будут быстрее всего "вымываться" наиболее ликвидные комплектации.