Контракт на строительство суперледокола "Лидер" заключили на расстоянии в 6 тыс. км

В конце минувшей недели в России дали старт амбициозному проекту: заключен контракт на строительство в Приморье головного атомного ледокола принципиально нового проекта 10510 "Лидер".
iStock

Два обстоятельства выделяют эту новость из общего потока. Атомных ледоколов на Дальнем Востоке никогда не строили, а судов подобного класса вообще не создавали - ни в России, ни где бы то ни было еще. Во-вторых, сверхдорогой контракт получил силу обязывающего документа... в дистанционном режиме.

Если бы гендиректор "Атомфлота" Мустафа Кашка и его визави - генеральный директор судостроительного комплекса "Звезда" Сергей Целуйко решили обменяться подписями и рукопожатиями за одним столом, кому-то из двоих пришлось бы выйти из режима изоляции и добираться на самолете с пересадками без малого сутки. Или семь дней и ночей пилить из Мурманска во Владивосток на машине. Потому что на поезде получится еще дольше...

Но теперь на командировочных можно сэкономить: глава "Атомфлота" свою подпись поставил в Мурманске, а гендиректор "Звезды" - во Владивостоке. Между ними, если по прямой, было 6 тысяч километров и шесть часовых поясов.

В январе 2020-го стало известно, что на строительство головного атомного ледокола "Лидер" постановлением правительства РФ выделяется из бюджета 127,576 млрд рублей. Срок ввода в эксплуатацию - 2027-й. Госзаказчиком определен "Росатом", застройщиком - его дочерняя структура ФГУП "Атомфлот". А годом раньше, 27 марта 2019-го, вышло распоряжение правительства России N 538-р "Об определении ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" единственным исполнителем по строительству атомного ледокола проекта 10510 "Лидер".

"Сделан важный шаг в истории атомного ледокольного флота, - так прокомментировал подписание контракта Мустафа Кашка. - Ввод в эксплуатацию данного судна позволит "Атомфлоту" гарантировать безопасные и регулярные проводки в восточном районе Арктики, обеспечит круглогодичную навигацию в акватории Северного морского пути, откроет новые возможности коммерческих высокоширотных маршрутов". Про создающийся на востоке России большой и современный судостроительный комплекс "Звезда" мы неоднократно рассказывали, сегодня эту тему развивать не будем. А вот о новом суперледоколе, который именно там решено строить, некоторые подробности сообщим.

Атомоходы "Лидер" спроектированы в ЦКБ "Айсберг" (Санкт-Петербург) и будут иметь две реакторные установки РИТМ-400. Их разработчик - нижегородское ОКБМ "Африкантов". Суммарная мощность - 120 МВт, это позволит преодолевать льды толщиной более 4 метров и создавать судоходный канал шириной до 50 метров - так, чтобы по нему могли беспрепятственно следовать океанские танкеры и газовозы. Габариты самого ледокола впечатляют: длина - 209 метров, ширина - 47,7. Водоизмещение (при осадке по КВЛ) - около 68 тысяч тонн. При этом по чистой воде "Лидер" должен развивать скорость до 22 узлов. Четыре турбогенератора по 37 МВт обеспечат энергией систему электродвижения - четыре гребных электродвигателя по 30 МВт. В планах Дирекции Севморпути иметь к 2033 году три ледокола "Лидер": головной ждут на трассе в конце 2027-го - начале 2028-го, первый серийный - к концу 2030-го, второй серийный - в декабре 2032 года. Предельная стоимость головного "Лидера" - 127,5 млрд рублей. В отношении серийных ледоколов этого же проекта глава "Росатома" Алексей Лихачев предложил схему смешанного финансирования, при которой 50 процентов проекта финансирует бюджет, а другую половину - госкорпорация за счет собственных или заемных средств. Как другой вариант - обсуждается возможность строительства серийных ледоколов "Лидер" по концессии.