Как уже сообщала "Российская газета, аппарат доставил на дно Марианской впадины вымпел с символикой 75-летия Победы. А кроме этой юбилейной миссии провел фото- и видеосъемку, картографирование морского дна, изучил параметры среды. Подробности того, как все происходило, приоткрыли генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев и генеральный директор Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" Игорь Вильнит, где этот аппарат был спроектирован и построен.
Спуск был произведен с борта спасательного судна Тихоокеанского флота "Фотий Крылов". При этом сначала погрузили глубоководную донную станцию, которая имела с судном кабельную связь, а после этого начал погружение автономный необитаемый аппарат (АНПА). Запланированная глубоководная миссия, без учета времени на погружение и всплытия на поверхность, составила более трех часов.
По словам Андрея Григорьева, это первый из запланированной серии совместных экспериментов ЦКБ "Рубин", Тихоокеанского флота и Фонда перспективных исследований. Он подтвердил верность выбранных разработчиками комплекса конструктивных решений.
Глава "Рубина" Игорь Вильнит в свою очередь пояснил, что их обязательства по проекту "Витязь-Д" включали в себя полный цикл его создания: проектирование аппарата, изготовление и проведение глубоководных испытаний в удаленных районах Тихого океана. Решение этих задач в те короткие сроки, что были заданы ФПИ, явились уникальным опытом для молодых инженеров и конструкторов питерского бюро.
Напомним, что о начальной стадии проекта мы рассказывали в одном из выпусков "РГ" (Прямой эфир из Бездны - "РГ", 16.10.2018).
Тогда в "Рубине" совместно с ФПИ была создана Лаборатория морских роботизированных комплексов. Причем создана для реализации совершенно конкретной задачи - создание мобильного морского роботизированного комплекса "Витязь-Д" для выполнения сверхглубоководных погружений и проведения уникальных научных исследований в глубоководных районах Мирового океана, включая районы, ранее недоступные человеку.
Сам аппарат должен был появиться в январе-феврале 2019 года, а уже весной планировали провести его заводские испытания в районе Кронштадта. Летом - отработка на Черном море, а осенью - испытания в Тихом океане и работа непосредственно в Марианской впадине…
Всю прошлую осень и зиму никаких известий про этот проект в открытых источниках не было, и вот сообщение-молния: российский подводный беспилотник встретил День Победы в Марианской впадине. В чем тут новизна и причина для гордости?
"Витязь-Д" способен работать на предельных глубинах Мирового океана. Свое название он получил в честь научно-исследовательского судна "Витязь", которое почти два десятилетия было флагманом экспедиционного флота СССР.
В состав комплекса входят маневрирующий автономный необитаемый аппарат, глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления. Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу. Комплекс полностью состоит из комплектующих российского производства.
Маневрирующий аппарат представляет собой проницаемую конструкцию нулевой плавучести, ее силовые основания изготовлены из титановых сплавов. Внешние обводы - из сферопластика, он компенсирует избыточный вес аппарата и придает ему обтекаемую форму. В движение АНПА приводится четырьмя маршевыми и десятью подруливающими электродвигателями.
"Витязь-Д" вооружен эхолотами, гидроакустическими средствами навигации и связи, гидролокаторами бокового обзора, имеет внешние видеокамеры, осветительные приборы и специальное научно-исследовательское оборудование. Все вместе взятое позволяет производить на глубинах до 12 километров обзорно-поисковую и батиметрическую съемку района, забор проб для исследования структуры верхнего слоя донного грунта, гидролокационную съемку рельефа дна, осуществлять измерения гидрофизических параметров морской среды.
Что отличает наш "Витязь-Д" от аппаратов Kaiko (Япония) и Nereus (США), созданных ранее и уже работавших в Марианской впадине? Новый российский АНПА сверхглубокого погружения функционирует полностью автономно. Кроме того, благодаря использованию в системе управления аппарата элементов искусственного интеллекта, может самостоятельно обходить препятствия по курсу, находить выход из ограниченного пространства и решать другие интеллектуальные задачи.
А зачем подвижному АНПА нужна глубоководная донная станция? Как пояснили кураторы проекта в "Рубине", она выполняет роль подводной базовой станции - аппарат в автономном режиме устанавливает с ней связь по гидроакустическому каналу и производит корректировку своего местоположения. Также глубоководная станция способна транслировать на АНПА команды управления с судна-носителя. Корпус донной станции, как и корпус маневрирующего аппарата, выполнен из титановых сплавов и высокопрочного сферопластика.
В кооперации с питерским "Рубином" по этому проекту работали НИИ гидросвязи "Штиль", Государственный научный центр ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН и другие организации.
"Проект "Витязь-Д", - резюмирует гендиректор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев, - это дальнейшее развитие наших достижений в области создания глубоководных морских роботизированных комплексов, в том числе без ограничения глубины погружения. И мы продолжим работы в этом направлении".
Как ранее заявили "РГ" коллеги Григорьева и их партнеры в "Рубине", иностранных участников в проект не приглашали: "Мы проинформировали заинтересованные организации, куда и с чем идем. Этого достаточно".