Как отличаются предпочтения российских и европейских автомобилистов
Бессменным лидером в топ-10 самых продаваемых автомобилей в Европе является Volkswagen Golf, который сохраняет звание абсолютного бестселлера вот уже двенадцатый год подряд. Так, за первый квартал 2020-го в Старом Свете было реализовано 87,9 тыс. автомобилей этой модели (-29%), гласят данные проекта focus2move.
Как отмечают в Volkswagen, укрепить лидерство родоначальника класса призван выход на рынок восьмого поколения Golf, который недавно поступил в продажу. Кроме того, электрическая модификация e-Golf сегодня является самым продаваемым электромобилем Volkswagen в Европе и пользуется растущим спросом. Показательно, что после остановки производства на заводе концерна в Вольфсбурге из-за эпидемии коронавируса первым в конце апреля на конвейер вернулся именно новый Golf.
Еще одна модель немецкого автопроизводителя - Polo - расположилась на третьей строчке европейского чарта с показателем 64,8 тыс. машин (-32%). А четвертый результат показал кроссовер Tiguan - 57,8 тыс. реализованных автомобилей (-24%).
В России же бестселлером Volkswagen является Polo седан, который был разработан специально для российского рынка и в Европе не продается. Впрочем, уже в ближайшее время в продажу поступит Volkswagen Polo нового поколения, который будет представлен в кузове "лифтбек".
Второе место в рейтинг самых популярных моделей в Европе занимает Renault Clio, чей результат в январе-марте 2020-го составил 68,2 тыс. автомобилей (-29%). Причем в феврале Clio даже поднялся на верхнюю строчку рейтинга продаж, обогнав Volkswagen Golf. Как отмечают в Renault, растущая популярность Clio обусловлена выходом нового поколения модели в прошлом году. При этом 45% таких хэтчбеков продается в топовых комплектациях.
А вот в России Renault Clio не пользовался особым спросом, из-за чего его продажи были прекращены еще в 2012 году. На российском рынке бестселлер Renault - компактный кроссовер Duster, который практически сразу с момента выхода на рынок обошел по продажам бюджетные седан Logan и хэтчбек Sandero.
"Линейка Renault в России основана на моделях, которые учитывают все сложности дорожных и климатических условий, - таких как Duster, Kaptur и Arkana. Серьезное вовлечение российских инженеров и высокий уровень локализации позволяют нам учитывать потребности российских автовладельцев на этапе проектирования моделей и делать их востребованными и доступными для клиентов. Например, внедорожник Renault Duster с 2013 года является самой продаваемой полноприводной моделью в России, а также самым доступным автомобилем с дизельным двигателем", - констатируют в российском офисе Renault.
"Пятерку" лидеров в европейском хит-параде замыкает Skoda Octavia, которая за первые три месяца этого года разошлась в Европе тиражом 57,5 тыс. экземпляров (-15%). Когда-то эта модель была бестселлером и в России, однако с 2015 года пальму первенства удерживает лифтбек Rapid. Кстати, уже скоро у российских дилеров появится рестайлинговый Rapid, а к концу года ожидается и новая Octavia.
Как отмечает руководитель направления PR в Skoda Auto Россия Тимур Алиев, Octavia всегда была одной из самых популярных моделей на европейском рынке, тем более сейчас, в момент смены поколений модели, когда внимание к ней особенно велико. В то же время говорить о том, что в России предпочтения клиентов значительно отличаются, было бы некорректно: так, за первый квартал 2020-го продажи "Октавии" в нашей стране выросли на 18% и составили 6,4 тыс. автомобилей.
"В 2018 году лифтбек Rapid на европейском рынке сменила модель Scala, представляющая собой хэтчбек. На российском рынке данный тип кузова не пользуется большой популярностью, в то время как сегмент седанов и лифтбеков (к которому относится "Рапид") - один из самых востребованных. В этой связи было принято решение не заменять популярную модель, а вывести ее на новый этап развития, представив следующее поколение модели", - рассказал Тимур Алиев.
Кроссовер Nissan Qashqai расположился на шестой строчке рейтинга самых продаваемых моделей в Европе - за январь-март 2020-го на нем остановили свой выбор 57,5 тыс. местных покупателей (-14%). И это тот исключительный случай, когда одна модель является бестселлером марки и в Европе, и у нас.
Как говорят в российском офисе Nissan, бестселлер Qashqai, равно как и другие кроссоверы марки в России, были тщательно адаптированы к локальным дорожным и климатическим условиям. Напомним, в апреле прошлого года в нашей стране стартовали продажи обновленного кроссовера Qashqai. Между тем, на европейском заводе Nissan в Сандерленде уже вовсю ведется подготовка к производству третьего поколения Qashqai.
Добавим, что в "десятку" европейских бестселлеров по итогам первого квартала 2020-го также вошли Ford Focus (56,7 тыс. шт., -19%), Peugeot 208 (51,5 тыс. шт., -23%), Opel Corsa (50,9 тыс. шт., - 23%) и Ford Fiesta (46,3 тыс. шт., -30%). Когда-то все эти модели были представлены и у нас, но по разным причинам покинули российский рынок. Причем далеко не всегда это был низкий спрос - те же Ford Focus и Opel Corsa в свое время были достаточно популярны среди россиян.
Однако Ford, как известно, в прошлом году покинул российский рынок легковых автомобилей. А вот Opel, напротив, недавно вернулся, но по условиям сделки с General Motors концерн PSA не может продавать модели, построенные на платформах GM, на ряде рынков, включая Россию. Поэтому вместо традиционных "опелевских" бестселлеров, таких как Astra и Mokka, у нас появился кроссовер Grandland X, который так и не снискал популярности у российских покупателей.
Как известно, предпочтения российских и европейских автомобилистов отличались всегда. Показательно, что среди иномарок у нас наибольшей популярностью пользуются модели преимущественно в кузове "седан", такие как Kia Rio и Hyundai Solaris. А вот в Старом Свете лидерами продаж являются экономичные, компактные и маневренные хэтчбеки.
"В гамме моделей, представленных в нашей стране, осталось крайне мало компактных хэтчбэков, так как из-за низкого спроса локализовать их сборку экономически невыгодно, а импортируемые модели получаются относительно дорогими. Традиционно в России (и ранее в СССР) автомобиль являлся не только средством передвижения, но и статусным элементом, а тут, как говорится, чем больше железа и размеры, тем лучше!
Также, в силу огромной территории и меньшей плотности населения, в России исторически не было аналогичных Европе сложностей с парковками в крупных городах, а поездки чаще осуществлялись на бóльшие расстояния, поэтому среднеразмерный седан всегда имеет преимущества по ездовому комфорту и вместимости", - рассуждает руководитель направления продаж новых автомобилей ГК "Автомир" Михаил Маракушев.
К тому же в Европе более высокие показатели автомобилизации, большее количество семей владеет несколькими автомобилями, добавляет директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников. Поэтому неудивительно, что второй автомобиль в семье - это практически всегда компактный хэтчбек, удобный для эксплуатации в городских пространствах.
Несмотря на то, что в модельных рейтингах продаж по-прежнему лидируют хэтчбеки в Европе и седаны в России, крупнейшим на этих рынках в последние годы стал сегмент SUV. Так, сегодня каждый второй автомобиль, реализованный в нашей стране, - это кроссовер или внедорожник, на которые, по оценкам агентства "Автостат", приходится 49% рынка. В Европе доля сегмента SUV несколько меньше - 39%, гласят данные исследовательской компании JATO Dynamics.
Как считает Михаил Маракушев, популярность кроссоверов и внедорожников в России продолжит расти, и в ближайший год-два класс SUV все-таки завоюет бóльшую часть рынка. Причины такого выбора соотечественников просты: общий тренд и мода на кроссоверы, ощущение лучшей проходимости и надежности (что в условиях сурового российского климата и плохих дорог является актуальным), хорошая вместимость салона и багажника, лучшая ликвидность при перепродаже.
В Европе же, по мнению эксперта, потребители выбирают кроссоверы из-за ощущения безопасности и практичности при сохранении компактности. При этом производители тоже акцентируют свои усилия на сегменте SUV - наделяют кроссоверы интересным дизайном, современными опциями и прогрессивными техническими решениями.
В свою очередь, Владимир Мирошников отмечает, что различия между классами автомобилей постепенно стираются. Автопроизводители зачастую позиционируют городские кроссоверы как внедорожники, а хэтчбеки с пакетами внедорожного стайлинга - как кроссоверы. Многие автопроизводители отказываются от классических универсалов в пользу кроссоверов. Также в мире растет доля моноприводных кроссоверов.
"Автомобили этих классов демонстрируют свои лучшие качества на асфальте и на ровных проселочных дорогах и не предназначены для эксплуатации на тяжелом бездорожье. Покупатели отдают им предпочтение из-за их практичности, а также из-за имиджа. При этом действительно подготовленные для эксплуатации на тяжелом бездорожье внедорожники и пикапы становятся нишевым продуктом", - резюмирует Владимир Мирошников.