С переходом на дистанционное обучение некоторые студенты-контрактники очных отделений вузов забили тревогу: платили за очное образование, а в итоге получаем заочное.
Из чего складывается оплата за учебу в условиях дистанта, и почему нельзя приравнивать ее к заочному образованию, "РГ" рассказали эксперты.
Любовь Духанина, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке
Когда мы говорим о качественном дистанционном обучении, подразумеваем, что оно, прежде всего, не уступает очному, а где-то может даже превосходить его. Главный критерий здесь - отсутствие ситуаций, в которых студент предоставлен сам себе. К сожалению, некоторые вузы пошли именно по этому пути: отправляют задания студентам и собирают их ответы, по минимуму привлекают преподавателей, переводя студентов практически на заочную форму обучения. В то время как качественный дистант всегда предполагает наличие преподавателя, который не только проводит видеолекции и вебинары, но и может дать студенту обратную связь.
Онлайн - это другая образовательная плоскость, методика преподавания в которой отличается от очного процесса. Нужен образовательный контент высокого качества, который будет учитывать особенности восприятия материала с экрана - с другой длительностью и динамикой, с анимацией, инфографикой, элементами 3D-графики.
Поэтому и фактическая стоимость организации учебного процесса в таком формате зачастую может быть даже выше, чем при очной форме обучения: техпомощь преподавателям в круглосуточном режиме, поддержание работоспособности серверов, аренда платформ видеоконференций, создание уникального контента, организация работы, методистов, кураторов.
А вот те образовательные организации, которые фактически подменили дистанционное обучение заочным, рискуют столкнуться с вполне обоснованными требованиями снизить плату за обучение.
Алексей Семенов, академик РАН и РАО, завкафедрой МГУ
Дистант позволяет повысить качество образования за счет того, что весь процесс записывается (в цифровой форме). Студенты получают задания и выполняют их на цифровой платформе. Действительно качественное обучение будет требовать от преподавателя гораздо больших временных затрат. С другой стороны, виднее станет и некачественное преподавание, будь то лекция, повторяющая то же, что было десять лет назад, сведение всей аттестации к ответу на тесты с выбором ответа и т.д.
Справятся ли вузы с повышением нагрузки? Сумеют ли они использовать дистанционный формат для реального повышения качества, для анализа своей работы? Можно надеяться, что да. Хотя может возникнуть проблема несоответствия какого-то преподавателя занимаемой должности, компенсации дополнительных затрат. Вузам придется решать и кадровую проблему, и финансовую. Частичным решением кадровой проблемы может стать перераспределение нагрузки между преподавателями, ведущими одну и ту же программу в разных вузах. Ведь при дистанционном процессе необязательно находиться в одном городе. А вот дополнительные средства для учебных расходов можно найти, если вузу удастся сократить расходы по обслуживанию своих зданий, коммунальные расходы. Таким образом, ориентиром на ближайшие годы станет повышение качества, оптимальное использование учебных помещений и образовательных цифровых платформ при сохранении стоимости обучения.
Виктор Болотов, научный руководитель Института образования ВШЭ
Затраты вузов в связи с ситуацией снизились, пожалуй, только на электричество. По-прежнему нужно поддерживать здания в порядке, появились новые затраты - на аренду платформ для совместной работы, таких как Zoom или Microsoft Teames. Что касается преподавателей, то нагрузка на них только выросла. Приходится больше готовиться, так как работа онлайн более жесткая, чем личная лекция в аудитории, занятия более плотные. Больше времени тратится у преподавателя на консультации - онлайн-формат позволяет чаще обращаться с вопросами. Снизить затраты на дистанционное обучение вряд ли получится без потери качества. Конечно, можно просто записать лекцию на видео и потом транслировать ее студентам, но без интерактива образовательный эффект будет гораздо хуже.