Уставшие родители все чаще дают детям в руки планшеты. Как маме и папе не сойти с ума с маленьким ребенком на самоизоляции?
Александр Веракса: Эта ситуация, конечно, вызывает стресс у ребенка любого возраста. Нарушение привычного уклада, отсутствие общения с друзьями, учителями и воспитателями... Имейте в виду: ребенок - очень сложное создание с колоссальными возможностями для развития. Ни в коем случае нельзя оставлять его предоставленным самому себе по принципу "лишь бы не мешал"!
Взрослый должен постараться создать все условия для него, даже в этот непростой период самоизоляции. По возможности, наладить общение ребенка со сверстниками онлайн или по телефону.
Важно разговаривать c малышом как можно больше, читать с ним книги, учить стихи. Полезно рассматривать картины, слушать музыку и все это подробно обсуждать. А еще - найти для ребенка занятие, результат которого он мог бы показать взрослым. Это может быть виртуальный фотоальбом, рисунок, приготовленная еда, изготовленная своими руками книга, придуманная сказка... Важно помогать ребенку, чтобы этот результат был действительно интересным, завершенным. Ребенок сможет показать друзьям по скайпу, что он сделал.
Но ведь есть ситуации, когда гаджет жизненно необходим: работа на удаленке, срочные дела... Сколько минут в день можно разрешить малышу играть с гаджетами?
Александр Веракса: С одной стороны, содержание цифровых игр сегодня стало частью детского общения: малыши их обсуждают, "разыгрывают" в реальности по ролям. Поэтому запретить гаджеты совсем уже нельзя. Однако чрезмерное "экранное время" негативно влияет на развитие ребенка. Наши исследования показывают: дошкольники, которые используют гаджеты не более часа в день, успешнее в речевом, эмоциональном развитии, чем сверстники, которые "сидят" в планшетах гораздо больше времени.
Почему?
Александр Веракса: Виртуальные игры, какие бы сложные они ни были, уже придуманы, сюжеты в них заданы. И по большому счету ребенок мало что может внести от себя в эту реальность. Единственное, что ему остается, - потреблять ее. А потребляя, он отдается ей всецело: нет необходимости игру менять и перестраивать, как это происходит в живом детском коллективе. Развитие ребенка, если он использует гаджеты без ограничений, начинает отставать. Страдают в первую очередь его способность регулировать свое поведение и эмоциональная сфера. Формируется компьютерная зависимость. Любые виртуальные игры будут уступать в дошкольном возрасте играм реальным.
Что особенно тревожно? Примерно 10% дошкольников проводят за гаджетами более 3 часов в день. А в среднем цифровая активность ребят 5-10 лет в России - от одного до трех часов в сутки. Ребенок общается с гаджетом один на один. И взрослый, к сожалению, из этого общения выключен.
Нужно срочно занять трехлетнего ребенка хотя бы на полчаса, но давать "цифровые" игрушки вы ему не хотите? Позвоните по скайпу или любому другому мессенджеру бабушкам и дедушкам. Они с удовольствием пообщаются с внуком: расскажут сказки, выслушают малыша, поиграют с ним в слова. Проверено на себе: это действительно работает.
На вторую неделю самоизоляции дочка начала регулярно устраивать под столом или на диване домики из одеял, подушек и других подручных средств. Постройте и укрепите этот шалаш вместе. Сделайте его постоянно действующим сооружением. Так у ребенка будет место, чтобы побыть одному или в компании с любимыми игрушками.
Если пластилин, краски, куклы-машинки не помогают, есть еще одна палочка-выручалочка, о которой многие родители забыли: мыльные пузыри. Не обязательно их покупать - можно намешать из обычного шампуня и выдувать в обычную трубочку из-под сока. 20 минут счастья ребенку, а вам - отдыха обеспечены.