"Лицо со шрамом": Том Харди грызет морковку и ходит под себя

Аль Капоне, отсидевший, постаревший, обрюзгший и все потерявший, включая рассудок, одолеваемый многочисленными болячками, доживает свои дни в самоизоляции. Но агенты ФБР от него все равно не отстают и пытаются выведать, где он спрятал десять миллионов долларов. А он и сам не помнит. Помнит, что где-то, кажется, закопал. И не особо по этому поводу переживает - угасающее сознание и так не дает заскучать, то и дело подсовывая воображаемых друзей и прочие галлюцинации. Иногда забавные - как исполнение Blueberry Hill дуэтом с Луи Армстронгом, но чаще пугающие.
youtube.com

Заначку так никто и не найдет. "Лицо со шрамом" (оно же "Капоне") вообще не про это, а про последний год Аль Капоне, в течение которого его физическое и психическое состояние неуклонно ухудшается. Открывается фильм семейным торжеством по случаю Дня благодарения: Аль Капоне плох, но еще бодрится, с детишками бесится, байки травит. Закрывается фильм тоже Днем благодарения, следующим, когда Аль Капоне уже и на стуле с трудом сидит. Все, что между, - печальные хроники разваливающегося организма и прогрессирующего маразма.

Как вы могли заметить, маркетинговая кампания "Лица со шрамом" строилась преимущественно на высокохудожественных фотопортретах Тома Харди. Притом что первый и единственный трейлер нам показали всего за месяц до релиза. И это неспроста. Как и морковка в зубах Тома Харди, сменяющая примерно в середине фильма сигару. Как и тот факт, что релиз не стали переносить на более позднюю дату, а перенесли с большого экрана сразу в цифровое пространство. Но обо всем по порядку.

Все вышеперечисленное, кроме морковки, свидетельствует в первую очередь о том, что относительно перспектив "Лица со шрамом" никто никогда иллюзий не питал. В том числе сам Том Харди - именно из-за него проект, анонсированный еще в 2016-м, пришлось отложить, пока он в "Веноме" снимается. Да и Джош Транк, режиссер, сценарист и монтажер, как заработал себе восемь лет назад репутацию чуть ли не главного молодого дарования Голливуда альтернативной супергероикой "Хроника", так ее тут же со звонким журчанием и спустил в унитаз. И сколько бы он ни сваливал вину за провал "Фантастической четверки" на студию, никого это уже не волновало.

Тем не менее следом Джош Транк взялся за "Капоне". Видимо, рассудив, что кино про выжившего из ума мафиози, который в течение полутора с лишним часов гадит в штаны, курит сигары, стреляет по крокодилам из ружья и по людям из золотого автомата, а также бредит и ловит глюки, уж точно должно вернуть ему былую славу. Ну, или какими-то другими соображениями он руководствовался. Так или иначе, заручиться поддержкой Тома Харди было поистине здравой идеей. Потому что Том Харди даже в штаны гадит феноменально талантливо. Не говоря уже о сигарах и стрельбе по крокодилам.

Какой в данном предприятии интерес у Тома Харди? Явно не финансовый. То есть нам, конечно, доподлинно неизвестно, какая часть из 20-миллионного бюджета ему перепала, но вряд ли дело исключительно в деньгах. Особенно если вспомнить, что прошлая большая роль Тома Харди в кино, где физиономию его не скрывали под маской и не замазывали спецэффектами, датируется 2015 годом. Здесь же камера постоянно направлена на него, и он с нескрываемым удовольствием отыгрывает каждый крупный план - а из крупных планов фильм по большей части и состоит, - полностью отдаваясь каждому приступу безумия.

Кроме того, гангстерская тема Тому всегда была близка, начиная со "Слоеного торта" Мэттью Вона и далее: "Прикуп", "Рок-н-рольщик", "Самый пьяный округ в мире", "Общак", "Острые козырьки", "Легенда". И не будем забывать, что разного рода психов играть - как раз его конек. А тут все вместе, да к тому же бонусом реальная возможность присвоить образ величайшего гангстера в истории, затмив Рода Стайгера, Роберта Де Ниро, Бена Газзара и всех остальных. И при этом показать Капоне настолько отталкивающе жалким - каким его еще не показывали. Что, наверное, вписывается в тенденцию по демифологизации бандитов, куда уже зачислены "Ирландец" и "Подлинная история банды Келли".

Лишь этим, пожалуй, и можно оправдать всю затею. Ведь наблюдать полтора часа затяжную болезненную агонию тела и разума, сопровождаемую физиологическими подробностями и визуализациями кошмаров, просто так, ради самой агонии - удовольствие разве что для изощренных садистов. Пусть даже эти тело и разум принадлежат конченому монстру. И пусть даже играет его Том Харди, изо всех сил старающийся нас развлечь своим гротескным лицедейством и морковкой. Которую, как было сказано выше, Том Харди всю вторую половину фильма не выпускает изо рта. Что выглядит чертовски комично.

А не выпускает он изо рта морковку он вот почему. Формально - потому что сыгранный Кайлом Маклахленом доктор рекомендует Капоне отказаться от курения, но это не объясняет конкретно возникновения морковки. Разгадку надо искать глубже. В одном из интервью Том Харди обмолвился, что при создании персонажа вдохновлялся, среди прочего, Багзом Банни - когда работал над голосом Аль Капоне, в частности. Сам он эти звуки, подчас нечленораздельные, охарактеризовал как голос "мультяшного кролика с тяжелым случаем штробаса". Отсюда, следовательно, и непременный кроличий атрибут - такая шутка для тех, кто в теме. Так что вот вам совет: когда будете смотреть "Лицо со шрамом", представляйте на месте героя Багза Банни. Это гарантированно не только не испортит ваш опыт, но и, скорее всего, обогатит его новым измерением.

3