ОСАГО стало доступнее и будет дешевле для аккуратных водителей

Госдума приняла законопроект, продолжающий индивидуализацию тарифов ОСАГО. Теперь обязательная "автогражданка" для аккуратных водителей станет дешевле.
Нина Зотина/РИА Новости

Цена полиса снижалась в течение последнего года, с начала перехода рынка на индивидуальные тарифы. Но в последнее время этот тренд замедлился из-за изменений в экономике, связанных с коронавирусом. Поэтому принятие законопроекта в Российском союзе автостраховщиков (РСА) назвали своевременным.

Принятые поправки в закон об ОСАГО устанавливают, что цена полиса будет выше для водителей, неоднократно грубо нарушивших правила дорожного движения (проезд на красный сигнал светофора, вождение в нетрезвом виде, превышение скорости более чем на 60 км/ч). Страховщики будут самостоятельно формировать базовые ставки страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых ЦБ РФ. Ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО сохраняется. Тарифный коридор расширяться не будет, отмечал ранее председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

В законе учтена и ситуация с коронавирусом. В период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года договор ОСАГО может быть заключен без предоставления диагностической карты, подтверждающей безопасность транспортного средства. Ее нужно будет предоставить страховщику в течение месяца после отмены ограничительных мер, иначе купленный полис ОСАГО будет недействителен.

Как отметил президент РСА Игорь Юргенс, поправки расширяют возможности для конкуренции за безаварийных водителей, а именно она является основным законом ценовых ориентиров. Уже после первого этапа реформы ценообразования в ОСАГО, который Банк России начал 9 января 2019 года, средняя цена полиса обязательной "автогражданки" снижалась из месяца в месяц, уменьшившись за год на 5 процентов. "Сейчас мы видим, что этот процесс замедлился, а серьезные изменения в экономике из-за коронавируса могут вызвать обратный тренд. Поэтому принятие поправок, безусловно, своевременно", - сказал Игорь Юргенс. Он добавил, что ОСАГО будет стоить дороже для злостных нарушителей правил дорожного движения, которые обычно демонстрируют высокую аварийность. Это, в свою очередь, станет серьезным экономическим стимулом для таких нарушителей ездить аккуратнее и приведет к снижению количества аварий на дорогах.

Связанные с коронавирусом ограничительные меры повлияли и на способ покупки обязательной "автогражданки". За первые две недели карантина среднее количество заключаемых электронных полисов (е-ОСАГО) в день увеличилось на 26 процентов по сравнению с мартом - до 56,4 тысячи штук. При этом в РСА подчеркивают, что в период усиления карантинных мер страховые компании продолжают оказывать гражданам социально значимые услуги, в том числе по обязательным видам страхования.

По данным ЦБ РФ, за первый квартал этого года на страховщиков поступило 8,2 тысячи жалоб - на 32,7 процента меньше, чем за тот же период прошлого года. При этом число жалоб на ОСАГО сократилось примерно на треть - в основном за счет снижения количества жалоб на неверное применение коэффициента бонус-малус (скидки за безаварийную езду). В марте на ОСАГО стали жаловаться чуть чаще, чем в феврале - в ЦБ РФ это связывают с традиционным всплеском продаж полисов в этот период.

В прошлом году начался первый этап индивидуализации тарифа ОСАГО. Как отмечают в ЦБ РФ, за счет роста конкуренции средняя стоимость полиса снизилась на 4,8 процента, до 5,4 тысячи рублей. Общий объем взносов сократился на 5,3 процента и составил 213,9 миллиарда рублей. Выплаты по ОСАГО выросли на 2,4 процента, до 141,2 миллиарда рублей. "Дальнейшее повышение персонализации тарифов в обязательном автостраховании позволит страховщикам лучше управлять страховым риском и повышать экономическую обоснованность предлагаемых ставок для каждого автолюбителя", - полагают в ЦБ РФ.

По данным РСА, в первом квартале этого года количество заключенных договоров ОСАГО выросло по сравнению с первым кварталом 2019 года на 3,5 процента, до 8,569 миллиона штук. "Такой рост говорит о том, что первый этап индивидуализации тарифов по ОСАГО привел к снижению средней премии по обязательной "автогражданке". И, как следствие, к уменьшению количества автовладельцев, желающих уклониться от покупки полиса ОСАГО", - сказал Игорь Юргенс.

Количество заявленных убытков за первый квартал 2020 года снизилось по сравнению с тем же прошлогодним периодом на 11,1 процента, а количество урегулированных стало меньше на 1,5 процента. В РСА такое снижение объясняют начавшими действовать в марте карантинными ограничениями, которые привелик резкому снижению интенсивности дорожного движения в крупных городах и, как следствие, к снижению количества ДТП.

При этом сумма выплат по ОСАГО выросла почти на 4 процента. "Это, как и заметный рост средней выплаты, связано, в первую очередь, с ростом курса валют и последовавшим за ним ростом стоимости запчастей, - пояснил Игорь Юргенс. - Мы видим, что страховщики, в отличие от других отраслей в это кризисное время продолжают держать цены на обязательную "автогражданку" на докризисном уровне, несмотря на очевидный рост убыточности". Второй этап индивидуализации тарифов позволит сохранить этот позитивный для автовладельцев тренд.

На днях депутаты выступили с еще одной инициативой, связанной с ОСАГО. Лидер фракции "Единая Россия" в Госдуме Сергей Неверов обратился к главе Центробанка Эльвире Набиуллиной с просьбой рекомендовать страховщикам пересчитать стоимость ОСАГО и страхования гражданской ответственности перевозчиков из-за приостановки их деятельности в условиях пандемии. По словам Неверова, такие действия будут справедливыми и помогут предпринимателям в сфере транспорта в период восстановления после снятия ограничительных мер.