- От Севастопольского морского порта "Севэлектроавтотрансу" передаются полномочия на осуществление морских пассажирских перевозок, - сообщил на заседании городского правительства директор департамента транспорта Севастополя Сергей Румянцев.
"Севэлектроавтотранс" - крупнейшее предприятие города со штатом почти 1500 человек. За последние четыре года полностью обновлен подвижной состав: закуплено 250 новых троллейбусов и 265 автобусов (последние партии поступят в этом году). Автобусными перевозками сотрудники "Севэлектроавтотранса" занимаются с 2017 года, когда лизинговая техника поступила на баланс предприятия. Теперь новый шаг - морские перевозки.
- В Севастополе катера и паромы - часть городского общественного транспорта, - объяснил вице-губернатор Денис Солодовников. - Они работают по тем же тарифам, пассажиры используют те же самые проездные документы. Мы сконцентрируем все пассажирские перевозки на одном предприятии, по аналогии с "Гортрансом", который существовал в советское время.
Между тем Севастополь заключил контракт на поставку пяти новых 200-местных пассажирских катеров на 2,3 миллиарда рублей ("РГ" писала об этом в статье "Катер к причалу"11 февраля 2020 года). По контракту с Государственной транспортной лизинговой компанией первый катер должен прийти к концу июня 2021 года, а остальные - поэтапно до середины 2022 года.
Заказчиком катеров выступил "Севэлектроавтотранс", а не "Севморпорт", что вызывало вопросы у работников порта. Теперь ситуация прояснилась: за морские пассажирские перевозки будет отвечать "Севэлектроавтотранс", в распоряжение которого перейдут не только новые суда, но и старые катера и паромы.
Сейчас на морских линиях Севастополя курсируют суда, возраст которых достигает 40 лет. Они давно исчерпали ресурс, но заменить их нечем. На балансе "Севморпорта" 14 катеров, спроектированных в советские годы специально для Севастопольской бухты. Только шесть из них выходят на линии, остальные используются в качестве доноров запчастей. Не в лучшем состоянии и грузопассажирские паромы. Город выкупил в 2016 году два старых норвежских парома у коммерческого перевозчика, который отказался обслуживать переправу из-за низких тарифов. Сумма сделки составила 59 миллионов рублей. Машины часто выходят из строя, а напрямую купить импортные запчасти нельзя из-за санкций.
Теперь все эти проблемы достанутся по наследству "Севэлектроавтотрансу". Помимо самих судов, предприятие должно обзавестись ремонтными мощностями и причалами. Пока не решено, будут ли причалы переданы в пользование или аренду.
Как сообщили "РГ" в департаменте транспорта Севастополя, прежде чем приступать к морским перевозкам, "Севэлектроавтотрансу" надо пройти лицензирование. Для этого предприятию уже передали один катер.
"В итоге в "Севэлектроавтотранс" перейдут все катера и паромы, а также плавмастерская. До этого момента перевозку пассажиров будет осуществлять Севморпорт", - пояснили в департаменте.
Работников портофлота, занятых перевозкой пассажиров и ремонтом судов, планируют перевести в Севэлектроавтотранс, отметили в ведомстве.
Еще одна проблема - лизинговые платежи. "Севэлектроавтотранс" еще не расплатился за новые автобусы и троллейбусы. По итогам 2019 года набежало 1,3 миллиарда рублей. Теперь прибавятся и взносы за катера, которые предстоит оплачивать до 2026 года.
Эти расходы власти города собираются погашать за счет субсидий.
Ранее Денис Солодовников объяснил, что Севастополь планирует развивать сеть морских маршрутов, строить новые причалы и ремонтировать старые, а для этого потребуются бюджетные инвестиции.
- Паромы, как и другие виды транспорта, будут субсидироваться из бюджета, это одна из составляющих программы, - сказал Солодовников. - Если мы хотим расширить сеть морского транспорта, хотим, чтобы он был удобным и ходил по расписанию, то город возьмет на себя расходы, так как это наша социальная ответственность.
Справка "РГ"
В Севастопольской бухте открыты четыре регулярные пассажирские линии. В 2019 году катера и паромы перевезли 5,6 миллиона человек. На самом востребованном маршруте "Город - Северная" катера отправляются каждые 15 минут, а пассажиропоток составляет 16 тысяч человек в день. Паромы линии "Артбухта - Северная" перевезли за прошлый год 56 тысяч автомобилей.