Суммарные доходы крупнейших российских консалтинговых групп и компаний - участниц рэнкинга RAEX по итогам 2019 года составили 98,4 миллиарда рублей, увеличившись за год по сопоставимым данным на 2 процента - на фоне трехпроцентной инфляции это равнозначно падению. Итоги прошлых лет были гораздо оптимистичнее: за 2017 год доходы консультантов в рэнкинге прибавили 10 процентов (при инфляции в 2,5 процента), за 2018-й - 17 процентов (4,3 процента).
Впрочем, даже такой - лишь номинально положительный - рост связан с достижениями сравнительно небольших игроков. Тогда как у лидирующей десятки (а на топ-10 приходится 70 процентов всей выручки списка) усредненная динамика дохода стала отрицательной - минус 1 процент за год. Можно ожидать, что отрицательные тенденции на этом рынке будут усиливаться, ведь, как показывает опыт прошлых кризисов, расходы на всякого рода консалтинг идут под нож одними из первых.
Самым емким сегментом рынка уже давно выступает ИТ-консалтинг. В 2019 году участники рейтинга заработали здесь 40,3 миллиарда рублей, или 58,8 процента от общей выручки (здесь и далее структура направлений консалтинга приводится без учета компаний "большой четверки"). Большую часть выручки, 29,3 миллиарда рублей, принесли консалтинговые проекты в рамках разработки и системной интеграции и еще 11,4 миллиарда рублей - управленческое консультирование.
Спрос на ИТ-консалтинг во многом поддерживается государственным заказчиком. Как в рамках программ информатизации, так и в рамках автоматизации текущей деятельности. "Число государственных заказов растёт, расширяется инфраструктура для сбора, обработки и анализа данных. Собирая и сопоставляя сведения из различных источников, извлекаются знания, которые крупные телекоммуникационные, финансовые и государственные организации в 2019 году значительно эффективней использовали не только для собственных задач, но и продавали другим участникам рынка", - рассказывает Евгений Ефименко, генеральный директор компании "ФОРС-Центр разработки" (ГК ФОРС).
Востребованность услуг отмечается и в текущем периоде. "В начале самоизоляции был очевидный всплеск спроса, когда всей стране пришлось быстро переходить в удаленный режим. Наибольший рост пришелся на решения для онлайн-коммуникаций, системы электронного документооборота, обеспечения информационной безопасности, вычислительные мощности для работы с большими данными", - уточняет Филипп Генс, президент группы компаний ЛАНИТ.
Второй по объему доходов сегмент консультаций по итогам 2019 года связан с финансовым управлением, на долю которого пришлось 15,2 процента, или 10,5 миллиарда рублей. Драйверами здесь выступают услуги, связанные с финансовым учетом и его методологией, МСФО, а потребность в экономии издержек формирует спрос и на аутсорсинг учетных функций.
Растет интерес и к нефинансовой отчетности, отчетам устойчивого развития и, что естественно, к оценкам рисков. "Актуальность этих направлений сохранится независимо от внешних факторов, поскольку в ее основе лежит меняющееся мышление и новый подход к ведению бизнеса. Это же относится и к направлению аутсорсинга бизнес-процессов, спрос на которое на фоне карантинных ограничений естественным образом увеличился", - поясняет Сергей Шапигузов, президент ФБК Grant Thornton. Карантин спровоцировал усиление спроса и на оценку эффективности работы внутренних финансовых служб и бухгалтерии. "Заказчики просят нас провести расчет возможностей оптимизации рабочего времени для своих финансовых отделов. За время вынужденного снижения бизнес-активности компании сфокусировались на улучшении внутренних процедур, приведении их в полное соответствие с требованиями законодательства", - комментирует Александр Нужный, партнер SCHNEIDER GROUP.
Юридические услуги и налоговый консалтинг суммарно принесли участникам рэнкинга 5,8 миллиарда рублей (8,4 процента суммарной выручки по рейтингу) - по 3,7 и 2,1 миллиарда рублей соответственно. "В прошлом году и в первом квартале 2020 года наблюдался спрос на комплексный due diligence - финансовое, налоговое и юридическое сопровождение сделок слияний и поглощений, консультирование по налогообложению и трансфертному ценообразованию. В дальнейшем, по нашим оценкам, активность M&A сместится в сторону реализации непрофильных активов и "подбора" активов с рынка, а также в сторону налогообложения - BEPS, изменение соглашений об избежании налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом", - делится мнением Ростислав Шатёнок, управляющий партнер ALTHAUS.
По словам участников рейтинга, в текущей ситуации, служба ФНС, несмотря на все сложности, не прекращает своей деятельности на пользу государства. Несмотря на то, что до 1 июля налоговых проверок не будет, нагрузка на предпринимателей не снижается. "Бизнес просят представлять документы и информацию по сделкам, и здесь консультанты нужны, чтобы помочь с анализом поступающих требований и подготовкой аргументированных позиций, защищающих интересы налогоплательщиков. Мы помогаем готовить ответы, консультируем о правомерности требований, готовим позиции, представляем интересы в обсуждениях с ФНС и в судах" - рассказывает Клара Валентина Воробьева, руководитель практики налогового консультирования, МЭФ PKF.
Принятые властями меры поддержки бизнеса, в том числе отсрочка по налоговым платежам может способствовать спросу и по другим направлениям. "Все новые приятые нормативные акты, связанные непосредственно с пандемией, требуют тщательного изучения и особого внимания к нюансам. Их много, они очень объемы и, часто, чтение неподготовленным специалистом может привести к возникновению ошибок и проблем в будущем", - поясняет Клара Валентина Воробьева.
Схожее мнение и у Никиты Филиппова, заведующего Бюро адвокатов "Де-юре": "Организациям нужна актуальная информация по антикризисным мерам, льготам, отсрочкам и послаблениям для бизнеса в наглядном, упрощенном формате. Например, в виде таблицы с указанием условий для их применения, которую мы регулярно обновляем в соответствии с новациями в законодательстве. Если организация будет своевременно уведомлена о возможности применения отсрочки или рассрочки по налоговым платежам, то сможет скорректировать план на ближайшее время и сумму, отложенную на налоги, либо потратить на иные обязательные платежи, либо сохранить на расчетном счете на случай непредвиденных расходов".
На услугах оценки крупнейшие консалтинговые компании заработали в прошлом году не менее 3,8 миллиарда рублей (5,6 процента от объема по рэнкингу). В текущей ситуации в этом секторе рынка компании связывают в том числе с запросами со стороны финансовых институтов. "Как правило, в кризис происходит перераспределение игроков в различных отраслях, что повлечет рост объема сделок, требующих различные экспертизы. То есть вместо оценки для развития бизнеса более востребованной станет оценка, связанная с проблемными активами. Так же очевидно, что активно продолжат развиваться автоматизация и информатизация во всех областях оценки", - делится мнением Федор Спиридонов, управляющий партнер Группы компаний SRG.
Совокупный объем доходов участников рейтинга по направлению управлением персоналом составил 1,3 миллиарда рублей (1,9 процента). Консалтинг в области стратегического планирования и маркетинга - 1,007 миллиарда рублей (1,5 процента): из них услуги стратегический консалтинг - 688 миллионов рублей, а маркетинговый консалтинг - 319 миллионов рублей. Доходы компаний - участниц рейтинга в секторе консалтинга в области производства, а в основной массе это строительные аудиты и технологические экспертизы, составили 3,6 миллиарда рублей (5,3 процента).
По вашим оценкам, насколько ваша группа оказалась готова к работе в условиях самоизоляции?
Федор Спиридонов: Мы оказались в беспрецедентной ситуации, когда сложная эпидемиологическая обстановка объединилась с экономическим кризисом. Для нас она стала одновременно и вызовом, и возможностью укрепить основу бизнеса, чтобы не только сохранить текущие позиции на рынке, но и сделать компанию более конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.
В целом мы оказались готовы к режиму самоизоляции, хотя в полной мере к этому не может быть готов никто. Благодаря высокой степени автоматизации мы оперативно перевели практически весь персонал, - более 400 сотрудников, - в режим дистанционной работы. В какой-то степени нам было проще это сделать, поскольку отдельное направление SRG занимается разработкой и созданием ИТ-решений.
Во всех направлениях нашей деятельности широко используются инструменты автоматизации. Везде, где это разрешено, мы применяем электронный документооборот и цифровую подпись - это позволило наладить бесперебойное взаимодействие с клиентами и партнёрами.
Какие достижения обеспечили поддержку и развитие вашего бизнеса в текущих условиях? На что вы сегодня больше акцентируете внимание в целях дальнейшего развития?
Федор Спиридонов: На сегодняшний день мы являемся крупным игроком по направлениям, в которых работаем, и с большинством клиентов у нас выстроены системные отношения. Мы продолжаем разрабатывать для них решения, позволяющие дистанционно взаимодействовать с заказчиками и поддерживать эффективную работу. Конечно же, далеко не всё реализуется удалённо, - например мониторинг стройки осуществляется только на местах. Тем не менее, многие процессы можно выполнять без личного присутствия, сохраняя при этом должный уровень качества и экспертизы. И сейчас наш фокус внимания остался прежним: мы сосредоточены на развитии технологичности.
Важным конкурентным преимуществом, позволившим нам сохранить объёмы, стало наличие собственных решений в области информационных технологий. Один из таких продуктов - система "Лёгкая ипотека", которая позволяет банкам в режиме онлайн получать отчёты об оценке и верифицировать их. В рамках системы развивается сервис по страхованию ипотечных клиентов. Кроме того, сейчас мы занимаемся продажей проблемных активов банков. Безусловно, активность на рынке недвижимости стала меньше, но благодаря наличию электронной регистрации мы по-прежнему совершаем такие сделки.
Еще один электронный продукт - дистанционное обучение по направлению охраны труда и производственной безопасности. На момент введения режима самоизоляции оно уже существовало и стало подспорьем для наших клиентов на время отсутствия очного обучения.
Мы работаем на разных рынках и стараемся по возможности унифицировать продукты за счёт технологий. Мы стремимся по каждому направлению деятельности создавать дополнительные преимущества, в том числе с учётом ИТ-решений, позволяющих перевести многие процессы в дистанционный формат.
Оцените, пожалуйста, перспективы вашего бизнеса и в целом сферы консалтинга после восстановления привычной атмосферы взаимодействия с клиентами? Приведут ли текущие события к всплеску автоматизации и информатизации в сфере консалтинга?
Федор Спиридонов: Рынок консалтинговых услуг, безусловно, изменится под влиянием негативных экономических тенденций. Эффект по каждому из направлений нашей деятельности может отличаться и зависит от рынков потребителей наших услуг.
Строительство инфраструктуры, жилья, промышленных объектов возобновляется, и мы готовы помочь нашим клиентам сделать работу эффективнее за счёт специализированных решений. Сотрудничество с банками также продолжается. Как правило, в кризис происходит перераспределение игроков в различных отраслях, что повлечёт увеличение объёма сделок, которые, в свою очередь, требуют различных экспертиз.
В сложившейся ситуации из-за изменений в режимах работ требуются особые инструменты управления безопасностью и охраной труда на производственных объектах, что может стать фактором роста для этого направления нашей деятельности, ведь большинство клиентов SRG - крупные промышленные предприятия.
В рамках ИТ-направления мы были одними из инициаторов перевода в онлайн-формат множества процессов, связанных с ипотечным кредитованием. Это и оценка, где мы являемся ключевым провайдером услуг в России, и ипотечное страхование, где мы интегрировались с рядом крупных страховых компаний и проводим пилотные проекты с несколькими крупнейшими банками, и электронная регистрация сделок, и реализация проблемных активов.
Во время пандемии мы не приостанавливали развитие наших ИТ-продуктов, поэтому для нас текущие события не приведут к всплеску автоматизации и информатизации. Они скорее станут дополнительным драйвером улучшения уже имеющихся сервисов. Мы просто продолжаем делать свою работу, и, несмотря на ожидающийся экономический спад, мы предполагаем, что будем и дальше чувствовать себя уверенно.
Если говорить о рынке в целом, то его участники так или иначе смотрят в сторону автоматизации. Многие наверняка усилят фокус, ведь автоматизация в принципе изменяет консалтинг, как и другие сферы.
Оцените, примерно, снижение доходов и (или) объёма заказов с началом карантина. По вашим ощущениям, насколько ощутимым будет снижение по итогам 2020 года?
Федор Спиридонов: Пока прогнозировать трудно, поскольку каждую неделю мы, как и все в мире, следим за статистикой заболеваемости. В целом, объёмы рынков, на которых мы работаем, будут снижаться, поскольку экономическая активность уже заметно упала, что, безусловно, отразится на показателях 2020 года.
Можно отметить существенное снижение на рынке ипотеки. Мы сопровождаем онлайн-сделки по всей стране и видим это. Доход населения упал, повышается уровень безработицы. Все это - явные признаки снижения уровня ипотечного кредитования. Но люди так или иначе хотят улучшать жилищные условия, да и государство предпринимает меры поддержки - например, снижение процентной ставки. Мы надеемся, что это положительным образом скажется на ситуации. В противном случае снижение ипотечного кредитования повлечёт сокращение объёма строительства жилья, что повлияет на ВВП нашей страны и будет иметь серьёзные экономические последствия.
Рынок строительства восстанавливается, однако два месяца бездействия сделали его менее активным, объёмы упали. Это заметно и по объёму запросов на наши услуги в области строительного контроля и строительной экспертизы.
Похожим образом обстоят дела в сфере финансового консалтинга. Сократилось число сделок с недвижимостью, M&A и сделок по кредитованию: здесь мы также наблюдаем снижение числа новых запросов на наши услуги, однако, работа с системными клиентами позволяет загрузить наши экспертные мощности.
В сфере охраны труда и производственной безопасности основное снижение пришлось на период самоизоляции. С началом работы заводов мы прогнозируем, что ситуация постепенно будет выравниваться, так как возвращение к привычной интенсивности производства требует более пристального внимания к безопасности, что вселяет надежду на некоторое увеличение объёмов.
В текущей ситуации наша задача заключается не в том, чтобы заработать сверхдоходы, а в том, чтобы продолжать оставаться значимым игроком в каждом из направлений деятельности и максимально поддерживать наших клиентов. Риск того, что доходы упадут, велик, но для нас важнее стратегическое развитие и безубыточная деятельность.
По вашему мнению, каким образом может трансформироваться рынок консалтинга в краткосрочной перспективе?
Федор Спиридонов: Здесь тоже будет перераспределение рынка. На крупных компаниях ситуация отразится в меньшей степени, поскольку у них есть больший запас прочности и налажены системные отношения с клиентами. Что касается среднего и малого бизнеса, здесь многое зависит от целевой аудитории, на которую он ориентирован. Компаниям, обслуживающим сектор, пострадавший от карантина, и не имеющим "подушки безопасности", будет труднее восстановиться.
Меняются ли в связи с этим цены на услуги?
Федор Спиридонов: Усугубляет ситуацию снижение платёжной дисциплины даже у системных клиентов. Многие из них сокращают издержки и ограничивают затраты любыми способами, что сказывается на выручке их подрядчиков.
Цены на услуги нашей компании остались на прежнем уровне, не наблюдается тенденций к изменению и в сфере консалтинга в целом. Мы работаем на высококонкурентных рынках, где стоимость услуг существенно различается: ключевым преимуществом здесь является качество продукта, соответствие его ожиданиям клиента. Мы понимаем, что в перспективе конкуренция не станет меньше, это как раз тот вызов, с которым мы должны работать - делать наши продукты максимально ценными и эффективными.
Насколько оказались готовы к работе в текущих условиях ваши клиенты?
Федор Спиридонов: Пул наших клиентов составляют преимущественно крупные компании, им в силу масштаба понадобилось больше времени для перевода всех процессов в дистанционный формат. Многие предприятия из-за этого были вынуждены частично или полностью приостановить работу, что негативно отразилось на их, и как следствие - на нашей деятельности.
Какие отрасли экономики сегодня оказались наиболее уязвимыми перед условиями карантина?
Федор Спиридонов: Согласно общей статистике, наиболее уязвимы оказались предприятия из сферы услуг, непродовольственные магазины, рестораны, туроператоры, железнодорожные перевозчики - они занимают небольшую долю нашего портфеля заказов, но их деятельность влияет на предприятия, с которыми мы сотрудничаем.
Из ключевых для нас отраслей серьёзно пострадал рынок недвижимости. Сегодня собственники и девелоперы остаются без арендаторов, многие объекты пока трудно использовать по назначению, из-за чего снижаются объемы сопровождения сделок в этом сегменте. Также страдает банковский сектор. Причина - снижение объёмов ипотечного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса.
Какие консультационные услуги и решения вы им предлагаете для поддержания и дальнейшего развития их бизнеса?
Федор Спиридонов: В сложной эпидемиологической ситуации мы продолжаем делиться профессиональной экспертизой с клиентами в онлайн-формате. Для выработки верных решений в непростых условиях мы предлагаем бизнесу профессиональные консультации и онлайн-мероприятия. Кроме этого, мы постоянно следим за изменениями на рынке и сообщаем о них нашим клиентам через информационные каналы.
Также часть наших продуктов связана с автоматизированными решениями, что также поможет нашим партнёрам действовать в сложившейся обстановке более активно.
Какие факторы в настоящий момент продолжают формировать спрос на услуги или формируют новую волну спроса на них? О каких услугах в этой связи идет речь?
Федор Спиридонов: Эти факторы остались прежними и не изменились в связи с карантином. В первую очередь - это ценность наших продуктов и решений, которую мы можем предложить клиентам для развития их бизнеса. Сегодня все контролируют затраты, и наша задача - создать максимально полезные решения, чтобы у клиентов не возникало сомнений в их необходимости и эффективности.
Если говорить об оценке, мы помогаем определить реальную стоимость объектов, оперативно получить информацию по ним. В строительной экспертизе наши продукты позволяют клиентам анализировать эффективность затрат на строительство. В рамках IT-направления наша экосистема "Лёгкая ипотека" нацелена на онлайн-сопровождение банками ипотечного продукта. Свои решения, в частности программа онлайн-обучения, есть и в направлении охраны труда и производственной безопасности.
Сохраняется ли спрос на услуги оценки, и какие именно направления оценочных работ остаются востребованными?
Федор Спиридонов: Спрос на все направления оценки уменьшается за счёт сокращения количества сделок. Такая ситуация характерна для всего рынка. При этом кризис предполагает перераспределение активов, поэтому спрос на оценку остаётся. Однако изменятся цели: вместо оценки для развития бизнеса более востребованной станет оценка, связанная с проблемными активами. Таким образом, в целом, надеюсь, объёмы не изменятся, хотя период вынужденного бездействия напрямую влияет на сокращение показателей в этом году.
Какие услуги по вашему опыту были наиболее востребованы в 2019 году и почему? Изменился ли спрос по отношению к этим услугам в 2020 году, и каковы соответствующие перспективы?
Федор Спиридонов: С каждым годом все направления нашей деятельности развиваются, мы стараемся своевременно адаптировать услуги под потребности клиентов, поэтому все они востребованы и актуальны.
В сфере финансового консалтинга значимое место занимает оценка. Благодаря доверию и хорошей деловой репутации в 2019 году клиенты часто обращались к нам для комплексного сопровождения сделок, в частности проведения due diligence. Спрос на эти виды услуг сохраняется и в этом году.
Увеличивается объём проектов по сопровождению строительных объектов. Даже если в целом объём работ в этом сегменте сократится, потребность в строительном контроле продолжит расти, поскольку в сложных ситуациях все стараются более тщательно отслеживать затраты.
IT-решения были и остаются мейнстримом в банковской сфере. Наши автоматизированные продукты отвечают потребностям клиентов, за счёт чего находят устойчивый спрос у них как в 2019, так и в 2020 году.
В рамках направления охраны труда востребованной является система управления рисками в области производственной безопасности. Также в 2019 году мы провели большую работу по созданию метода предупреждения производственных рисков путем определения психологических и поведенческих особенностей сотрудников. Разработки в этом направлении продолжаются и сейчас.
Таким образом наши ключевые задачи сосредоточены вокруг развития отдельных решений в области оценки и строительства, повышения комплексности IT-решений цикла ипотечного кредитования, а также разработки продуктов в области производственной безопасности. У нас слаженная профессиональная команда и есть определённые достижения в каждом из перечисленных направлений. В дальнейшем мы собираемся их приумножить и увеличить свою долю на всех рынках присутствия.
- Оцените, пожалуйста, степень готовности вашей компании к работе в условиях самоизоляции и карантина?
- Наша компания заблаговременно перешла на удалённый режим работы, ещё до официального введения режима самоизоляции - 18 марта. Два месяца назад, уходя на "удалёнку", мы и представить не могли, как в дальнейшем будут развиваться события. Однако недопущение распространения COVID-19 и сохранение здоровья наших сотрудников с самого начала были нашими главными приоритетами, и мы перевели бо́льшую часть офисных сотрудников, за исключением руководителей, на удалённый режим работы буквально за один день. Руководители же ещё две недели, до введения официального карантина, работали из офиса, координируя и поддерживая коллег на "удаленке".
Полагаю, мы отлично справились с задачей организации удалённой работы без потери эффективности: каждый руководитель установил правила взаимодействия внутри проектных команд, проектные группы быстро освоили "видеолетучки", было организовано единое пространство для общения сотрудников, в том числе утренние видеозарядки, совместные видеоперерывы на обед и вечерняя онлайн-медитация. Кроме того, мы выпустили несколько внутрикорпоративных документов, посвящённых эффективным коммуникациям в режиме home office.
После ужесточения режим мы уведомили клиентов о том, что не прекращаем работу над проектами и задачами. А в середине апреля мы запустили линейку антикризисных услуг, призванным помочь нашим клиентам пройти этот непростой период с минимальными потерями для бизнеса.
- Какой прежний опыт помогает вам осуществлять бизнес в текущих условиях? На что сегодня вы больше всего обращаете внимание, с целью поддержки и дальнейшего развития бизнеса?
- ALTHAUS был образован в 2009 году - на пике мирового экономического кризиса, и не только выстоял в этот период, но и именно тогда получил своих первых клиентов. Этот опыт помогает нам и сегодня. Наши руководители практик, работавшие в то время в других компаниях, в том числе крупных международных, активно делятся своим опытом преодоления кризиса и оптимизации бизнеса. В настоящий момент в компании существует три основных фокуса - во-первых, это люди. Мы стремимся сохранить персонал, не допустив потери ключевых сотрудников. Во-вторых, это снижение нецелевых расходов. В-третьих, сохранение текущей клиентской базы и ее дальнейшее развитие.
- Каковы перспективы вашего бизнеса вы видите после восстановления привычных условий и процессов работы с клиентами?
-В рамках антикризисной линейки наша компания запустила услугу бизнес-партнёрства, или обратного аутсорсинга. Её суть в том, что клиент получает возможность перевести ряд своих специалистов в штат ALTHAUS. Таким образом, привычный функционал закрывается теми же сотрудниками, однако за счёт сокращения прямых и косвенных затрат можно достичь экономии. Это достаточно новое предложение для российского рынка, однако в Европе такая модель сотрудничества между консультантом и клиентами широко распространена. По ней, в частности, работают мировые лидеры - Siemens, MAN и другие.
- Оцените примерное снижение доходов и/или объема заказов с начала ситуации, связанной с карантином. По вашим ощущениям, насколько ощутимым будет снижение по итогам 2020 года?
- В первые недели просадка была значительной - в условиях высокой неопределенности клиенты приостанавливали проекты, стремясь оценить вероятность и глубину возможного кризиса. Однако постепенно бизнес адаптировался к новым условиям и стал возвращаться в строй. На текущий момент, по моим оценкам, просадка находится в приемлемых границах, позволяющих нам сохранить команду и уровень загрузки на стабильном уровне. Однако тревогу вызывает неопределённость в отношении того, что нас ждёт во втором полугодии 2020 года и в начале 2021 года, тут пока рано давать прогнозы. Думаю, что наша стратегия, направленная на поддержание солидного пула крупных клиентов, в том числе компаний с государственным участием, даст нам возможность пройти кризис с минимальным снижением.
- По вашему мнению, как ситуация отразится на мелких, средних и крупных компаниях из сферы консалтинга? Каким образом поменяется концентрация рынка и влияет ли текущая ситуация на стоимость консалтинговых услуг?
- Текущая ситуация, безусловно, оказывает давление на консультантов - усилилась конкуренция, клиенты более склонны торговаться, но при этом для оперативности реализации проектов могут упрощать формальные тендерные процедуры. Сильному давлению также подвергаются крупнейшие консалтинговые компании и компании с высокими издержками - в условиях сокращения выручки затраты, например, на аренду офиса или ФОТ "съедают" значительную часть прибыли. По моим прогнозам, как и после любого кризиса, рынок ожидает изменение долей игроков.
- По вашему мнению, насколько оказались готовы к работе в текущих условиях ваши заказчики? Какие отрасли экономики (ваши заказчики) сегодня оказались наиболее уязвимыми перед условиями карантина? Какие услуги вы им предлагаете для поддержания и дальнейшего развития их бизнеса?
- Бизнес вынужден был адаптироваться к новым реалиям, искать новые способы поддержания ликвидности. Наиболее пострадавшими, безусловно, оказались сферы общественного питания, досуга, спорта и развлечений, а также бытовых услуг, предприятия которых в силу тех или иных обстоятельств оказались не способны быстро перейти на онлайн-формат работы. Также ощутима просадка по туристическим компаниям, авиаперевозчикам и гостиничному бизнесу.
Как я уже упоминал, ALTHAUS разработал ряд антикризисных услуг, в числе которых финансовая диагностика для выявления рисков бизнеса (форензик), консультирование по управлению ликвидностью и эффективной реструктуризацией долга, антикризисное операционное обслуживание, поддержка в реализации непрофильных и проблемных активов, активация резервов и преференций для оптимизации налоговой нагрузки бизнеса, обратный аутсорсинг. Мы также готовы предложить клиентам услуги базового аутсорсинга и аутсорсинга "продвинутых" юридических функций - так называемый hi-end outsourcing.
-Какие факторы в целом в настоящий момент продолжают формировать спрос на услуги или формируют новую волну спроса? О каких услугах в этой связи идёт речь? Приведите, пожалуйста, примеры соответствующих проектов - с чем они связаны, и что в итоге от этого получает заказчик?
- Ключевой фактор - это необходимость сокращения затрат и повышения эффективности. Здесь можно говорить о выявлении рисков и проблемных точек в бизнесе, разработке схем оптимизации издержек и подходов к управлению ликвидностью, сопровождении продажи непрофильных активов, юридическом консультировании в области трудового законодательства и переводе ряда специалистов на аутсорсинг, а также более глубокий анализ контрагентов на возможное наличие у них признаков банкротства.
- Так, в одном из недавних проектов клиент обратился к нам с задачей анализа финансового состояния контрагента, которому они перечислил довольно крупный аванс за выполнение работ в течение года. Наш клиент хотел быть уверенным, что контрагент сможет выполнять все взятые на себя обязательства. Для проведения оперативной и глубокой финансовой экспертизы у клиента не было в наличии своих свободных ресурсов - поэтому он и обратился за помощью к консультанту. За полторы недели мы смогли провести глубокий и всесторонний анализ деятельности контрагента и его финансового состояния, и сформировали необходимое видение для клиента, как ему продолжать взаимодействие с контрагентом.
- Какие услуги, по вашему опыту, были наиболее востребованы в 2019 году и почему? Изменился ли спрос по отношению к этим услугам в 2020 году, и каковы соответствующие перспективы?
- В 2019 году отмечался спрос на услуги комплексного due diligence - финансового, налогового и юридического, сопровождения сделок слияния и поглощения, консультирования по налогообложению и трансфертному ценообразованию, аутсорсинга учетных функций. В первом квартале 2020 года спрос на эти услуги для нас был традиционно высоким.
В 2020 году, по нашим оценкам, фокус активности M&A сместится в сторону реализации непрофильных активов и "подбора" активов с рынка, в области налогообложения - на оптимизацию нагрузки и адаптацию бизнеса под перспективные изменения в области международного налогообложения (BEPS, изменение соглашений об избежании налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и возможно другими странами), наконец, необходимость экономии издержек продолжит формировать спрос на базовый аутсорсинг.