На встрече в Кремле глава государства попросил рассказать о результатах мониторинга расходования бюджетных средств на национальные проекты. Контроль идет совместно с Казначейством, Налоговой службой, Генпрокуратурой и ФСБ, рассказал Юрий Чиханчин. Наиболее серьезные средства выделены на борьбу с коронавирусом. На первоначальном этапе пришел ряд исполнителей, которые находились в зоне рисков. Часть контрактов расторгнута, возбуждены уголовные дела. После этого динамика стала меняться в лучшую сторону. Падение отмечается и по количеству подозрительных операций, и по использованию фирм-однодневок.
Второй блок вопросов, связанный с коронавирусом, - это помощь системообразующим предприятиям, их свыше 1000. Проверка шла по нескольким направлениям, среди них: преднамеренное сокрытие реального финансового положения и возможное перечисление средств за рубеж, работа с теневыми площадками, участие нерезидентов в работе и управлении компаний. К сожалению, отмечались и вывод средств за рубеж, и участие нерезидентов - свыше 100 компаний. Материалы переданы в правительство.
По нацпроектам общий объем доведенных средств превысил 2 трлн рублей. Есть проблема в кассовом расходе: не все поступившие деньги контрактуются. Понятно, что часть нацпроектов будет пересматриваться, но не хотелось бы, чтобы это затягивалось, заметил Чиханчин: "Потому что может получиться картина прошлого года, когда в конце года появились деньги и появились не очень добросовестные исполнители".
Примерно треть исполнителей, пришедших в нацпроекты, в зоне риска. Речь о подозрительных операциях, признаках фиктивности, когда появляются компании с 1-2 работающими людьми. "Они не однодневки, но тем не менее те, которые не созданы для реальной работы", - заметил Владимир Путин. "Да, только появились и уже выходят на миллиардные контракты", - подтвердил собеседник.
Картина примерно одинаковая по всем нацпроектам. Если смотреть по округам, больше всего вопросов вызывают Южный федеральный округ и Дальневосточный. Чтобы снизить риски, рекомендован пример Новгородской и Тульской областей: исполнители в зоне риска взяты на контроль, причем новгородский губернатор лично выезжает на проверки.
"Совместно с ФАС и ФСБ выявлены картельные сговоры на 700 млн уже в этом году и расторгнуты контракты. Сохранено бюджетных средств, то есть там, где не дали возможность недобросовестным подрядчикам выйти, на 3,8 млрд рублей. Фактически возмещен ущерб почти 3 млрд рублей - это где налоги вернули добровольно. И возбуждено порядка 50 уголовных дел. Около 2 млрд арестовано", - привел цифры Чиханчин. "Чтобы доводились до суда эти дела, чтобы они не затухли по дороге", - указал президент.
Глава Росфинмониторинга привел два примера. Нацпроект по экологии, река Волга - пришли недобросовестные подрядчики и часть средств увели. Такая же ситуация с онкоцентром в Калининграде и на части объектов в Крыму. Возбуждены уголовные дела.
"Нам бы хотелось выйти на то, чтобы сделать окраску бюджетных средств, чтобы банки могли видеть, что эти деньги действительно бюджетные, что они идут на нацпроекты. Как мы сделали в свое время по гособоронзаказу", - предложил Чиханчин. Тогда банки не разрешат сомнительные операции. Еще нужны единые классификаторы для министерств и ведомств, чтобы они понимали, что значит риск. "И конечно, центр принятия решений", - добавил глава Росфинмониторинга. Над этим идет работа с правительством: не все риски можно минимизировать возможностями одного ведомства.
Чиханчин поднял тему гособоронзаказа: сомнительные операции сократились на 35-37 процентов, по ряду направлений - втрое. "Уже фирмы-однодневки практически не приходят туда", - констатировал он. "Я знаю, что система, которая была введена в последнее время, работает", - кивнул Путин.
Вместе с ЦБ и правоохранительными органами удалось "зачистить" банковский сектор. И если полтора года назад было несколько десятков теневых площадок, то сегодня их около десятка. Но "серые" деньги по-прежнему востребованы, и недобросовестные бизнесмены уходят на зарубежные площадки. В частности в Киргизию, и уже арестовано около 2 млрд рублей.