Как ростовские ученые борются с негативным воздействием интернета

В ростовском вузе разработают методику помощи людям, испытывающим негативное воздействие интернета. Она поможет психологам работать с такими пациентами более точечно. Проблема стала особенной актуальной в условиях работы на удаленке, когда многим приходится чуть ли не круглыми сутками сидеть за компьютером.

На начальном этапе специалисты разработали вопросы для определения максимально возможного числа вариантов информационного поведения человека: для чего он заходит в интернет и что там делает. Вопросы отобрали 150 лучших психологов страны, работающих с интернет-зависимыми.

- Человек находится в Сети много часов и в итоге начинает чувствовать дискомфорт. С помощью методики, которую мы разработаем, врач сможет ему помочь. Например, кому-то подойдут дыхательные упражнения. Другим, у кого уже развилась зависимость, - психологические тренинги, - рассказывает руководитель проекта, декан факультета психологии, педагогики и дефектологии Донского государственного технического университета Ирина Абакумова.

Ученые проанализировали ответы на вопросы около трех тысяч человек от 17 до 60 лет и выделили шесть моделей поведения интернет-пользователей: информационную, коммуникативную, творческую, прагматическую, эротическую и развлекательную.

Теперь участники эксперимента, а это студенты юга России, сдадут генетический анализ - ученые по слюне определят, какому информационному типу соответствует их геном.

- В фундаментальной науке уже прописаны гены, которые предположительно (пока это не доказано) могут быть связаны с определенными особенностями переработки информации. Мы выбрали пять участков генов, чтобы посмотреть, с какими стратегиями информационного поведения человека они связаны, - уточняет член исследовательской группы, доцент донского вуза Владимир Ромек.

Например, есть ген, который связан с эмоциональным интеллектом, склонностью к креативной переработке информации через личные переживания. Ученые выяснят, какие информационные стратегии выбирает человек с этим геном.

Науке уже известны индивидуальные способы переработки информации, так называемые когнитивные стили. Одни люди сначала воспринимают общее, а потом выводят из него частные положения методом дедукции, как Шерлок Холмс. Другие анализируют получаемую информацию, наоборот, от единичного к общему, что диктуется также врожденной предрасположенностью.

- Как известно, плохо и избыточное, и недостаточное. С одной стороны, мы, особенно в сегодняшних условиях, должны работать с информацией, с другой - надо уметь себя контролировать, - продолжает ученый.

Методика, которая станет кульминацией трехгодичной работы научной группы, позволит врачам продиагностировать любого человека и дать ответ, находится ли он в зоне риска, может ли стать информационно зависимым, к примеру, подсесть на игры или развлекательные сайты в интернете. Внушаемый это человек или нет, сможет ли он эффективно работать на удаленке или это будет провоцировать его на деструктивное поведение.

- Почему медики бьют тревогу по поводу интернет-зависимости, особенно когда речь идет о подростках? Потому что такие люди живут в суррогатном мире, им уже не нужно реальное общение и симпатии, - считает ростовский психолог Анастасия Коленова.

- Меняется сам способ общения человека. В личной беседе у него даже другая лексика, а в информационной пространстве он позволяет себе то, чего никогда не сказал бы собеседнику в лицо. Нарушается социализация и коммуникативные функции, - продолжает Коленова.

Кстати

Работа ученых, которая проводится на грант Российского фонда фундаментальных исследований, поможет не только создать методику лечения интернет-зависимости, но и разработать индивидуальные программы для пользователей Глобальной сети.

- Психологическое сопровождение в этой сфере сегодня должно быть адресным и, так сказать, ювелирным. Например, многие учителя при работе в онлайне жалуются на головную боль и плохой сон. Им можно будет помочь. Разрабатываемая методика позволит выделить, что человеку свойственно от природы и какие черты зависимости он приобрел в процессе воспитания и социализации. В соответствии с этим психолог сможет разработать индивидуальную программу коррекции, - заключает Ирина Абакумова.