Покупатели недорогих автомобилей переключились на вторичный рынок
По данным российского подразделения международного консалтингового агентства JATO Dynamics Russia, ниша новых автомобилей стоимостью до 500 тысяч рублей, которая еще пять лет назад занимала 20% продаж, по итогам первого полугодия 2020 года сократилась до 1%.
При этом снижение показала и следующая за ней ценовая категория - от 500 тысяч до 1 млн рублей, на которую приходится основная масса покупок новых автомобилей в РФ. С начала года доля этой ниши сократилась до 40%.
Аналитики отмечают, что, несмотря на частичное перераспределение в пользу двух других сегментов - автомобилей ценой от 1 до 1,5 млн и от 1,5 до 2,5 млн, значительная часть потребителей, прежде рассматривавших покупку нового автомобиля, теперь полностью переключилась на вторичный рынок.
При этом, как отмечают аналитики, в первой половине года наименьшее снижение спроса наблюдалось в сегментах верхнего ценового диапазона - 2-3 млн рублей (сокращение на 13%) и от 3 млн рублей (-14%). При этом продажи автомобилей ценой от 6 млн до 9 млн рублей в этом году выросли на 41%.
Тем не менее большая часть клиентов перетекла на рынок подержанных автомобилей, и уже по итогам июля наметился рост показателей автомобильного рынка.
"Авторынок старается адаптироваться к реалиям: совершенствуются инструменты продаж, развиваются новые формы коммуникации с клиентами, разрабатываются выгодные программы для покупателей. Согласно статистике темпы падения замедлились. Апрель завершился с результатом минус 72,4%, май продемонстрировал минус 51,8%, июнь - минус 14,6%. Позитивные сдвиги есть, но говорить о полном восстановлении продаж еще рано", - рассказывает представитель Sollers Алина Комарова.
В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) также отметили, что рынок начинает восстанавливаться. "После двух месяцев резкого падения продаж автомобилей в июне появились признаки медленного возвращения к результатам прошлого года", - говорит председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его мнению, стимулируют продажи меры господдержки и отложенный спрос.
В целом, констатируют аналитики, динамика российской автоиндустрии в первом полугодии аналогична показателям крупнейших мировых рынков: продажи новых автомобилей у нас снизились на 23%, в США - на 24%, в Китае - на 22%. Несколько хуже показатели авторынка в Европе, общий объем которого сократился на 39%, в Германии падение составило 35%, во Франции - 38%, в Великобритании - 49%. В связи с жесткими мерами карантина в весенние месяцы падение продаж новых автомобилей в европейских странах достигало 90%, тогда как в РФ максимальный спад в апреле составил 72%.
Как и в России, сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники) возглавляет рейтинги популярности на крупнейших рынках: в Европе его доля выросла до 40%, в США достигает 48%. Рост спроса на кроссоверы и внедорожники - главный мировой тренд автомобильной отрасли последних 20 лет - продолжает набирать обороты. По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет он будет оставаться одним из самых быстрорастущих сегментов автомобильного рынка.