Анна Кузнецова: Как повысить качество детства

Этим летом утонуло больше детей, чем прошлым, на 12 процентов, говорят те, кто выжимает сухую статистику из трагедий. 644 ребенка выпало из окон, 56 из них погибли, это меньше, чем в прошлом году, тут печальная статистика сокращается, но остается тревожной. Лето для детей - пора счастливой безмятежности, а для отвечающих за них взрослых часто экстремального, а то и трагического напряжения.
iStock

Иногда первое порождает второе: знаменитый "феномен августа" как месяца несчастий и катастроф объясняют как раз апогеем летнего расслабления - потерей внимательности, бдительности, осторожности. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова собрала в четверг в Москве всероссийское совещание региональных детских омбудсменов, чтобы обсудить детские вопросы с участием экспертов и представителей профильных ведомств и министерств - просвещения, здравоохранения, внутренних дел, Рособрнадзора, Роспотребнадзора, Генеральной прокуратуры и др.

Напомнив главные нововведения в сфере защиты прав детей, начиная от поправок в Конституцию и кончая установкой замков на окна в новостройках (техническое условие, снижающее детскую смертность от выпадения из окон), Анна Кузнецова остановилась на ключевом событии форума - презентации проекта "Качество детства". Он создает цифровую модель оценки актуального состояния дел. По мнению Кузнецовой, проект должен стать не набором правильных слов, а основным инструментом работы института уполномоченного по правам ребенка. "Этот инструмент позволит нам иначе рассматривать даже финансирование детских программ, - считает Анна Кузнецова. - Это наша пилотная работа. Мы должны создать действенную практику и все наши знания перевести в точные предложения". Сегодня, например, в разных ведомствах представляют разную статистику по тем или иным проблемам. По данным Следственного комитета, количество детских суицидов в стране растет, а по данным Росстата, оно падает. Секрет в том, что СК считает по уголовным делам, а Росстат - по данным Минздрава. "У нас не было заказчика", - объяснил цифровую разноголосицу Росстат. Институт уполномоченных по правам ребенка готов стать таким "заказчиком" на достоверную информацию. Но чтобы все это унифицировать, привести к общему знаменателю и приблизиться к реальной картине, "нам надо работать с утра до ночи", подчеркивает Кузнецова.

С помощью нового инструмента надо создать карту, точно описывающую, какая категория детей (возрастная, по семейному положению и т.п.) ущемлена в тех или иных правах. И помочь восстановить эти права, причем не категории детей, а отдельного ребенка. И так во всем - от права на информационную безопасность до права на доступность образования. Все данные должны и будут закладываться в оперативном режиме, а не по цифрам двухлетней давности, как это часто было раньше.

Например, оценка доступности школьного образования предполагает учет выбывших и непродолживших обучение учеников, пропуски детьми уроков и еще целый спектр новых, но важных параметров. "Мы создаем инструмент, которого нет пока ни у кого", - считает Анна Кузнецова, отмечая, что проект предполагает и устойчивую "обратную связь" с родительским сообществом.