09.09.2020 18:12

Осмотр в нагрузку

Минтрансу предложили ужесточить контроль над каршерингом
Минтрансу предложили усилить контроль за каршерингом. В частности, обязать компании, предоставляющие эту услугу, чаще проводить техосмотр машин.
Каршеринговые машины чаще попадают в аварии не по причине технической неисправности, а по вине водителей.  Фото: Сергей Михеев/РГ Каршеринговые машины чаще попадают в аварии не по причине технической неисправности, а по вине водителей.  Фото: Сергей Михеев/РГ
Каршеринговые машины чаще попадают в аварии не по причине технической неисправности, а по вине водителей. Фото: Сергей Михеев/РГ

Письмо с таким предложением направила министру транспорта Евгению Дитриху директор Института развития правового общества Дарья Гладыш, сообщает РБК. По ее мнению, это необходимо в связи с увеличением количества ДТП по причине неисправности узлов и агрегатов машин, арендованных через службы каршеринга.

Как отметила Дарья Гладыш, по итогам прошлого года московский каршеринг стал первым в мире по динамике развития и по количеству автомобилей - совокупно в столице сейчас находится 31 тысяча машин для краткосрочной аренды у девяти операторов, а число пользователей составляет примерно 1 миллион человек.

Но, по данным Центра организации дорожного движения, за последний год количество аварий с участием каршеринга и такси увеличилось в 2,5 раза. Так, в 2019 году число ДТП с участием каршеринговых автомобилей возросло на 242 процента по сравнению с 2018-м. "Одной из причин этого являются технические неисправности бронируемого подвижного состава", - отметила директор института.

Поэтому она предлагает закрепить законодательно ответственность каршеринговых компаний за техническое состояние транспорта. А также урегулировать в договоре, заключаемом между арендодателем и арендатором, порядок обязательного обследования арендуемого транспорта, исключив из него изучение технического состояния автомобиля.

А также она предложила проводить техосмотр этих машин через каждые 5 тысяч км пробега или раз в квартал.

Надо сказать, что столь жесткие меры еще никто никогда не предлагал. Напомним, что недавно даже было сделано послабление для автобусов и такси. Теперь, если машинам не исполнилось 5 лет, они проходят ТО раз в год. Раньше было - каждые полгода.

Столь жесткие требования к автомобилям каршеринга не совсем понятны. Тем более что большинство аварий с ними происходит не по причине технической неисправности, а по вине тех, кто этим транспортом пользуется. Ведь многие из них уверены: не свое, не жалко.

Надо сказать, что и новая политика каршеринговых компаний, допускающих теперь до руля молодых водителей без стажа, тоже безопасности этому транспорту не прибавит. Но к техническому состоянию машин поведение пользователей услуги не относится.

Свежая голова

Владислав Лисовец, стилист:

Мы с друзьями часто берем на прокат хороший, дорогой автомобиль,чтобы добраться, к примеру, на вечеринку, и у меня нет никаких нареканий по поводу неисправности или наличия каких-то поломок в машине. Не было случая, чтобы у арендованного транспорта не работали поворотники, тормоза или он где-нибудь на дороге заглох. Причем это касается и автомобилей недорогого класса: как-то на улице было холодно, мы с коллегами быстро взяли машину и добрались до ГУМА. Кстати, у моего директора есть разрешение: она может пользоваться и моим транспортом, и брать каршеринг. Единственный минус каршеринга - иногда непривычный запах и грязь в машине. Видимо, коврики и салон не очень-то моют. Но это скорее претензия к беспечности людей, которые садятся и не стряхивают снег, грязь с обуви, относятся небрежно к чужой вещи. Это скорее вопрос к уровню их культуры и воспитания.

Что касается проверки и аутентификации водителя, который берет автомобиль напрокат, хочу сказать: мы живем в эпоху видеонаблюдения, для нас, мне кажется, это обычное дело. Я вообще считаю, что чем больше камеры будут отслеживать происходящее, тем больше будет порядка. С некоторыми людьми у нас в стране, увы, по-другому нельзя. Только через страх быть пойманным за руку можно добиться уважения, честности. Только если штрафовать, можно добиться снижения выездов на встречную полосу, наездов на пешеходов, неприятных поломок и порчи имущества у каршеринговых компаний.

Но есть нюанс: если слежение за водителем будет, к примеру, первые пять и последние пять минут поездки, это нормально: человек сел и вышел, достаточно для проверки, что именно он сидел за рулем. Все-таки всю поездку, думаю, отслеживать не стоит, это не совсем правильно, так как речь идет о личном пространстве.

Вряд ли автомобили портят начинающие водители. Насколько я знаю, с "юными правами" каршеринг не всегда подтверждают. Особенно это касается краткосрочной аренды хороших автомобилей. Проблема в другом - за рулем чужого автомобиля, максимум о чем думает водитель, это о своих правах. Но точно не о материальной ценности автомобиля. Так устроена голова почти любого человека. Ты не можешь относиться к чужой вещи так же, как к своей. Садясь за руль чужого автомобиля или находясь на чужой территории, мы не очень аккуратны, внимательны, переживаем только за свою жизнь и за свои права.

Я человек, который любит менять картинку, я вообще считаю, что привыкать к чему-то - это неправильно. Мне нравится менять авто, смотреть новые салоны, оценивать, тихо ли движется автомобиль. Я считаю, что каршеринг - это потрясающее удобство для столицы. Этот сервис с легкостью решает многие проблемы. Но и наши люди должны соответствовать этому современному сервису, должны быть продвинутыми, с сознанием того, что некрасиво портить чужое имущество, оно может пригодиться следующему водителю, которому после вас нужно будет срочно куда-то добраться.