20.09.2020 10:21

Как в городах России решили избавиться от дорожных пробок

22 сентября пройдет Всемирный день без автомобиля. Традиционно автомобилистов будут призывать хотя бы сутки не пользоваться личными авто. И пересесть на общественный транспорт.
 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

Цель акции - показать, как можно снизить пробки на дорогах и оздоровить экологическую ситуацию в городах. Правда, на следующий день все возвращается на круги своя.

Корреспонденты "Российской газеты" выяснили, как реально сегодня решают проблему дорожных пробок в городах России. На чей опыт надо обратить внимание. И как можно сократить поток авто на дорогах.

Поставить на рельсы

Новосибирск - крупнейший транспортно-логистический узел Сибири, для которого проблема автомобильных пробок так же актуальна, как для любого мегаполиса. Жители города жалуются, что не могут порой даже из двора своего дома выехать.

В часы-пик - с 7.30 до 9.30 и с 18.00 до 20.00 часов - новосибирцы проводят в пробках больше часа, а в летний период, когда потоки машин устремляются в южном направлении - к берегам Обского моря и дачам, можно весь вечер провести в дороге.

В июле этого года у города появилась комплексная схема организации транспортного обслуживания и дорожного движения до 2034 года. То есть в перспективе на 15 лет вперед у Новосибирска есть понимание куда и как двигаться. Так куда?

Одним из приоритетов становится общественный транспорт, рассказал "РГ" заместитель руководителя управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, доцент кафедры электротехнических комплексов Новосибирского государственного технического университета Михаил Никулин.

Власти города делают ставку на развитие трамвая и городской железной дороги. А также автобусного и троллейбусного движения по выделенным полосам.

К 2030 году планируется построить до 30 километров трамвайных путей, провести их в густонаселенные районы Новосибирска и до станций метро. Сейчас идет реконструкция существующих путей, в том числе их обособление от других участников движения - вдоль путей укладывают поребрики, делают платформы. Это необходимо, чтобы у трамвая был непрерывный режим движения и ему никто не мешал.

Для развития городской железной дороги есть все договоренности между мэрией Новосибирска, правительством региона и РЖД. "Мы возлагаем большие надежды на реализацию проекта "Городская электричка". Это не столь отдаленная и затратная перспектива, как может показаться на первый взгляд, - уверяет глава города Анатолий Локоть. - Уже есть наработки, связанные с южным направлением, которые решают проблему транспорта из Академгородка до центра Новосибирска".

Михаил Никулин убежден, что развитие только улично-дорожной сети не спасет ситуацию с пробками. Да и денег потребуется значительно больше. "Если строишь многоуровневую развязку и расширяешь дорогу, - поясняет собеседник "РГ", - то повышаешь пропускную способность в локальном месте. А пробка перемещается на другой перекресток. Поэтому по идее развязки нужно делать на каждом перекрестке. В среднем их строительство обходится в 4-6 миллиардов рублей. Возможно, в таком случае магистраль поедет, но она разрежет город пополам и сделает недоступными другие территории. И тогда нужно будет возводить пешеходные переходы, чтобы их соединить. То есть еще и еще вкладывать средства".

Поэтому, резюмирует Михаил Никулин, заниматься только адаптацией улично-дорожной сети для возрастающего автомобильного потока - путь в никуда. Необходимо как можно больше горожан "переориентировать на другие способы передвижения - пешеходное и общественный транспорт". Чем сейчас и занимаются в Новосибирске.

Объединить дороги

В Иркутске, который тоже задыхается от пробок, на первое место поставили другое направление. Здесь намерены создавать новые точки социально-деловой активности в разных районах города, рассказали "РГ" в мэрии. Это снимет напряженность в исторической части Иркутска.

Второе направление - создавать единую транспортно-логистическую сеть грузового и пассажирского транспорта с муниципалитетами, граничащими с Иркутском. И интегрировать ее в федеральную и региональную системы. Это строительство обходов областного центра, которые, по сути, создадут кольцевую автомобильную дорогу вокруг Иркутска.

Правительство Иркутской области уже поддержало проект по строительству таких обходов. В Министерство транспорта России направлено соответствующее письмо.

Главное - припарковать

"Самые главные пробки образуются на основных магистралях и на въездах в город. Вот там очень нужны дублеры, развязки, широкие дороги", - согласен с иркутскими коллегами депутат законодательного собрания Нижегородской области Юрий Лебедев.

Отдельный разговор - центр города: здесь улицы Нижнего Новгорода можно расширить только за счет строений. "А многие из них - объекты культурного наследия, их не снесешь. Поэтому в исторической части предпочтение надо отдать парковкам, - уверен депутат. - До сих пор не пойму, почему отказались от проекта подземного паркинга под площадью Минина возле нижегородского Кремля".

Платные парковки в историческом центре города начали появляться лет пять назад. Сейчас этот процесс интенсифицируется. В начале года городская администрация заключила концессионное соглашение с одной телекоммуникационной компанией по обустройству в городе примерно 5,3 тысячи парковочных мест. Правда, пандемия сдвинула сроки реализации проекта.

А вот в эффективность выделенных полос для общественного транспорта Юрий Лебедев не очень-то верит. Одна уже появилась на проспекте Гагарина прошлым летом и вызвала массовое недовольство автомобилистов, поскольку им оставили для движения лишь две полосы, что явно недостаточно для свободного передвижения. Вторая должна появиться в сентябре на Московском шоссе.

Закон помог с ремонтом

Еще одна проблема - дорожные работы. Зачастую пробки вызваны тем, что они сильно затягиваются.

Недавно внесены серьезные изменения в федеральное законодательство: подрядчиков можно будет определять по конкурсу, а значит, прописывать требования к его работе. Например, необходимое количество специализированной техники на балансе предприятия, штатных дорожных рабочих, их квалификацию.

Это позитивно отразится на качестве и сроках проведения работ, уверены в регионах. До этого подряд на право проведение работ в рамках аукционного законодательства выигрывала фирма, которая предлагала за свои услуги наименьшую цену.

Пример столицы

Обратить внимание на опыт столицы предлагает Рамиль Хайруллин, представитель Федерации автовладельцев России в Казани. Это может показаться странным, ведь в Москве тоже есть пробки и часто очень серьезные. Но там есть эффективней метод, который поможет другим городам и Казани в первую очередь, уверен Рамиль.

"В столице, - говорит он, - очень часто меняют схемы движения, чтобы смоделировать разные ситуации и понять, как лучше. У нас существует Центр организации движения с прекраснейшим оборудованием, который тоже мог бы заняться этим. В Казани схемы десятилетиями не меняются. Есть многолетние проблемные перекрестки, участки. Нужно почаще экспериментировать со схемами. И не надо бояться ошибиться. Если станет хуже, всегда можно вернуться к прежнему варианту или попробовать что-то другое. Но стоять десятилетиями на одном месте неправильно".

Подробнее читайте в ближайшем номере "Российской газеты".