Приняты поправки о регулировании проезда по платным дорогам
Как объяснил депутатам замминистра транспорта Дмитрий Зверев, законопроект написан в целях развития системы безбарьерных платных автомобильных дорог. Необходимо "сформировать в обществе культуру оплаты проезда", подчеркнул чиновник. Это, кстати, в интересах автолюбителей, которые хотят "кататься с ветерком". Создание первой в России системы "Свободный поток" реализуется на Центральной кольцевой автомобильной дороге. "Старая" система несовершенна, считают в кабмине: из-за остановок в пунктах взимания платы возникают заторы, то есть снижается эффективность дорог. "При этом строительство и содержание таких пунктов весьма затратно, требует дополнительного землеотвода и компенсируется оператором дороги за счет повышенного тарифа", - отметил Зверев. Поэтому и возникла необходимость в эффективном и простом механизме, который будет предотвращать проезд без оплаты.
Закон также обязывает владельцев платной дороги содержать ее в нормативном состоянии и запрещает оказывать предпочтения каким-либо пользователям трассы. "Прописывается также, что платный участок автомобильной дороги должен быть обозначен, и только неоплата за проезд по обозначенному участку будет являться нарушением правил", - подчеркнул Зверев.
Ко второму чтению депутаты прописали ряд нюансов. Поправками к законопроекту уточняется, что методика расчета платы и предельная сумма будут утверждаться правительством, властями региона или органом местного самоуправления. Кем именно - будет зависеть от того, о дороге какого значения идет речь.
Уточняется также, что размер платы за проезд по участку дороги устанавливается оператором. При этом стоимость должна быть равной "для всех пользователей в отношении транспортных средств одной категории".
Водитель, кроме того, получит право оплачивать проезд заранее, если оператор использует электронные средства регистрации проезда. Одновременно с этим законопроект позволяет вносить плату при безбарьерном движении в течение пяти суток после проезда.
Предлагаемые меры приведут к повышению эффективности и привлекательности платных автомобильных дорог, считают в профильном Комитете Госдумы по транспорту и строительству. В конечном итоге это будет способствовать снижению количества автомобилей на бесплатных автомобильных дорогах и росту их пропускной способности, полагают депутаты.
При "Свободном потоке" фиксация проезда и списывание денег происходит автоматически с помощью камер-датчиков, напомнил представитель профильного комитета Евгений Серпер. "Таким образом, это позволит избежать пробок, которые зачастую провоцируются шлагбаумами, сэкономить время автомобилисту, - отметил депутат от "ЕР". - Система "free flow" давно и успешно применяется за рубежом. Ее внедрение в России обсуждается с 2014 года, а тестирование началось еще четыре года назад".
Планируется также установить ответственность за неоплату проезда по платным автомобильным дорогам. Полномочия в этой сфере будут у Ространснадзора. За нарушение данного запрета предлагается ввести штраф 2,5 тысячи рублей для легкового автомобиля и 5,5 тысячи - для грузовика и автобуса, сообщили в комитете по транспорту. Собранные средства в полном объеме будут зачислять в региональные дорожные фонды.
Важно, что создание безбарьерной системы взимания платы не потребует дополнительных затрат из бюджета, что актуально в связи с экономическими проблемами. Кстати, государство еще и сэкономит. Дело в том, что ежемесячно Ространснадзором фиксируется более 4,5 тысяч нарушений правил проезда по платным дорогам. Это и порча дорожной инфраструктуры и, соответственно, нанесение материального ущерба пунктам взимания платы. Так что экономия государства, по расчетам камбина, составит до 40 процентов.
Вместе с тем депутаты обратили внимание, что уровень сервиса на платных дорогах по-прежнему вызывает претензии у автомобилистов. Так что с целью популяризации платных автодорог в Госдуме предложили наряду с внедрением системы "Свободный поток" делать упор на создание дополнительных комфортных объектов дорожного сервиса.