Принадлежащий поколению Альфреда Шнитке, Софии Губайдуллиной, Родиона Щедрина, в 1960-е Арво Пярт считался одной из центральных фигур "советского авангарда", однако позже отказался от авангардных техник и долго искал собственный уникальный музыкальный язык. После восьми лет молчания, в результате духовных поисков (православие) и изучения старинной музыки, он пришел к новому пониманию музыкального искусства и создал свой уникальный стиль, названный им tintinnabuli, от лат. "колокольчики". Современники называют язык Пярта "новой простотой" или сакральным минимализмом.
Сочинение "La Sindone" (Плащаница), созданное в 2019 году на основе одноименного оркестрового произведения 2006 года, - это своеобразное эмоциональное и философское осмысление христианской реликвии Туринской плащаницы. Семиминутная партитура для скрипки с оркестром концептуальна в своей звуковой эстетике, с тягучим, вязким, словно сгущенным музыкальным временем и характерным пяртовским аскетичным мелодизмом, отражающим философию "новой простоты". В музыке Пярта много смысла, духовного и интеллектуального напряжения. В исполнении Вадима Репина и Новосибирского симфонического оркестра, которым дирижировал Валентин Урюпин, "La Sindone" Пярта - это жизнь и судьба звуков: рождающихся и умирающих, вспыхивающих и требующих внимания, растягивающихся и сжимающихся, обволакивающих и оттеняющих объемы тишины, к которым уже не применим термин "пауза".
Три раздела одночастного сочинения провели слушателя по следам размышлений автора о последних событиях земной жизни Христа: медленное, торжественно-скорбное движение звуковых пластов и пронзительные возгласы, рисующие Распятие Христа, плач в эпизоде погребения, восходящее движение, буквально мостящее звуками ступени лестницы в небо - образ Вознесения. Неожиданным, буквально ошарашивающим, композиторским решением стал финальный аккорд: одновременное звучание мажора и минора в завершении La Sindone - это философский звуковой образ двойственности, объединения полюсов - света и боли, победы духа и осознание ее цены. На несколько секунд зал замер в тишине.
В программе фестивального концерта, открывавшего одновременно и сезон Новосибирской филармонии, прозвучали также очаровательные Пять детских пьес для симфонического оркестра Мориса Равеля "Моя матушка-Гусыня" - живописное, почти сказочное по своему содержанию сочинение, и Четвертая симфония Роберта Шумана. Как заметил дирижер Валентин Урюпин, "особая атмосфера музыки Пярта, которую можно сравнить с разряженностью горного воздуха, не терпит многих других композиторов рядом, даже великих. Но симфония Шумана, о которой кто-то из музыкантов сказал, что она - баланс легкости и теплоты - очень созвучна Пярту".
Концерты Транссибирского Арт-Фестиваля, возобновившиеся в живом формате после пяти месяцев пандемийной ферматы, продолжатся в Томске, Новосибирске, городах Новосибирской области и Москве.
Вадим Репин, скрипач, худрук Транссибирского Арт-Фестиваля:
- На такое произведение, как La Sindone, нужно выходить в другом измерении своего внутреннего мира. Если удается в это состояние войти - это как медитация. Каждая нота выразительная, порой с болью. Мы как интерпретаторы всегда стремимся что-то добавить эмоционально, чтобы сердцебиение музыки продолжалось до конца. И я очень рад, что нас так радушно принимали, и сегодня был полный зал!
Кстати
Исполнение La Sindone с Андресом Мустоненом состоится 25 сентября в Таллине на концерте, посвященном 85-летнему юбилею композитора.